Разделы презентаций


Михайло Ломоносов- путь в науку.

Содержание

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А. С. Пушкин"Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Михайло Ломоносов - путь в науку»
Презентация к уроку

«Михайло Ломоносов - путь в науку» Презентация к уроку

Слайд 2«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше

сказать, сам был первым нашим университетом». А. С. Пушкин
"Многие звезды

украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова" (Б.В.Шергин).
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Слайд 3Страницы жизни
Михаил Васильевич Ломоносов

родился 8 (19) ноября 1711 в Архангельской губернии близ

города Холмогоры. Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».
Мать Михаила умерла очень рано, поэтому он воспитывался в основном мачехами.








Страницы жизни      Михаил Васильевич Ломоносов родился 8  (19) ноября 1711 в

Слайд 4Архангельск был северным портом России, связывающим её с Европой. Люди

здесь занимались народными промыслами: резьбой и росписью по дереву, резьбой

по кости, вышивкой. На севере выпаривали соль, добывали слюду и железо.
Архангельск был северным портом России, связывающим её с Европой. Люди здесь занимались народными промыслами: резьбой и росписью

Слайд 5В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем

был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под

рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Найденные автографы нам говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.

В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все,

Слайд 6В 19 лет он ушел из дома в Москву, пройдя

вместе с рыбным обозом от Архангельска до Москвы.
Путь Ломоносова

из Холмогоров в Москву
В 19 лет он ушел из дома в Москву, пройдя вместе с рыбным обозом от Архангельска до

Слайд 7 Обучение в Москве

В Москве Ломоносов, скрыв правду о своём происхождении,

поступил в славяно-греко-латинскую академию , так как латинский язык был

международным языком науки.
Нелегки были годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех.
Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. За пять лет он прошёл курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам
Обучение в МосквеВ Москве Ломоносов, скрыв правду о своём происхождении, поступил в славяно-греко-латинскую академию , так

Слайд 8Студенческие годы

В 1735 году, добившись выдающихся успехов,

он был переведен в Академический университет в Санкт-Петербурге.
На следующий

год Ломоносов вместе с несколькими другими даровитыми студентами был отправлен в Германию на обучение.
Студенческие годы   В 1735 году, добившись выдающихся успехов, он был переведен в Академический университет в

Слайд 9Физика
Химия
География
Литература
История
Искусство
Многогранность личности ученого
«Соединяя необычную силу воли с необычной силою

понятия Ломоносов обнял все отрасли просвещения». А.С.Пушкин
Астрономия
Астрономия

ФизикаХимияГеографияЛитератураИсторияИскусствоМногогранность личности ученого «Соединяя необычную силу воли с необычной силою понятия Ломоносов обнял все отрасли просвещения». А.С.ПушкинАстрономияАстрономия

Слайд 10М.В.Ломоносов- гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка
Книги

М.В.Ломоносова
Филолог

М.В.Ломоносов- гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка Книги М.В.ЛомоносоваФилолог

Слайд 11Автор трудов по русской истории.
Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в..
Создатель

русской оды философского и высокого гражданского звучания.
Автор поэм, поэтических

посланий, трагедий, научной грамматики русского языка.
разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка;
благодаря Ломоносову в наш язык вошли такие понятия, как атмосфера, микроскоп, минус, полюс, формула, горизонт, диаметр, радиус, барометр, оптика, периферия, эфир, градусник, равновесие, известь, горизонтальный, вертикальный, квадрат и многие другие;
упорядочил терминологию ;
ограничил количество иностранных слов;
первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное
еще в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства»
(1739, опубликовано в 1778)


Ломоносов и литература


Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в..Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

Слайд 12Ломоносовская ода
Большая часть од Ломоносова 
была адресована Елизавете Петровне.
Свои научные мысли он нередко излагал

поэтическим языком. Его философские оды были впоследствии высоко оценены А.

С. Пушкиным. Ломоносов также — автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Ломоносовская одаБольшая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне.Свои научные мысли он нередко излагал поэтическим языком. Его философские оды были впоследствии

Слайд 13Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России.
Открытия

в области физики:
а) открыл закон сохранения материи; б) сконструировал термометр; в) изобрел

«ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России.Открытия в области физики:а) открыл закон сохранения материи;

Слайд 14Во времена Ломоносова самым распространенным термометром был термометр со шкалой

Делиля.
В Петербургской Академии наук академик Делиль предложил шкалу, в

которой точка плавления льда принималась за 150, а точка кипения воды за 0. Ломоносов применял в исследованиях сконструированный им термометр со шкалой обратной делилевской. Именно Ломоносов в России поставил точку кипения воды и таяния льда "на свои привычные места".
Во времена Ломоносова самым распространенным термометром был термометр со шкалой Делиля. В Петербургской Академии наук академик Делиль

Слайд 15 История фейерверка в России

История фейерверка в России

Слайд 16Ломоносовские фейерверки
«Изображение фейерверка и иллюминации, которые в новый 1748 год

перед зимнем ея императорского величества домом представлены были.»

Ломоносовские фейерверки«Изображение фейерверка и иллюминации, которые в новый 1748 год перед зимнем ея императорского величества домом представлены

Слайд 17Любимая наука -химия
Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова

Любимая наука -химияВещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова

Слайд 18В 1745 г. за работу в области химии Ломоносову было

присвоено звание профессора.
Химический кабинет Ломоносова.
Химический кабинет Ломоносова.

В 1745 г. за работу в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора.Химический кабинет Ломоносова.Химический кабинет Ломоносова.

Слайд 19В октябре 1748 г. была построена и оснащена оборудованием, созданным

по чертежам и эскизам Ломоносова, первая научно-исследовательская и учебная химическая

лаборатория России. В ней он стал производить анализы образцов различных руд и минералов.
В октябре 1748 г. была построена и оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Ломоносова, первая научно-исследовательская

Слайд 20Открытия в области химии:
открыл первую в России химическую лабораторию;

составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
разработал принципы новой науки

«Физической химии»;
написал замечательный учебник «Органическая химия»;
был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла);
он разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые употреблял
для создания мозаичных картин.

Открытия в области химии: открыл первую в России химическую лабораторию; составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; разработал

Слайд 21Астрономия и оптика
Изобрёл новые оптические приборы;
Создал русскую школу оптики;
Изобрёл телескоп,

позволяющий видеть ночью и названный Ломоносовым "ночезрительной трубой»;
. Под руководством

Ломоносова в 1761г оптик Иван Иванович Беляев изготовил "небесную трубу" длиной больше 12м. Эта зрительная труба, будучи неподвижной, позволяла наблюдать за двигающимися звёздами и планетами. До того "ночезрительные трубы" считались невозможными, и идея Ломоносова высмеивалась в научных кругах. 

Зрительная труба, изготовленная мастером по проекту М.В.Ломоносова

Астрономия и оптикаИзобрёл новые оптические приборы;Создал русскую школу оптики;Изобрёл телескоп, позволяющий видеть ночью и названный Ломоносовым

Слайд 22Венера
Иллюстрации М.В.Ломоносова к рукописи «Явление Венеры на Солнце».
1761

год
В атмосфере Венеры зафиксированы грозы
Загадочная кислотная дымка на Венере
В 1761

году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, более плотная, чем атмосфера Земли.

Венера в естественном цвете

ВенераИллюстрации М.В.Ломоносова к рукописи «Явление Венеры на Солнце». 1761 годВ атмосфере Венеры зафиксированы грозыЗагадочная кислотная дымка на

Слайд 23Изучение Солнца

Изучение  Солнца

Слайд 24Изучение комет

Изучение комет

Слайд 25 ___ 
В России калейдоскоп появился в конце 18 века и изобрел

его великий русский ученый М.В. Ломоносов, который восхищался красотой стекла

и изучал различные способы его применения. До сих пор в Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся три калейдоскопа, выполненные Ломоносовым.
___ В России калейдоскоп появился в конце 18 века и изобрел его великий русский ученый М.В. Ломоносов,

Слайд 26М.В. Ломоносов и география

М.В. Ломоносов и география

Слайд 27Научное обоснование северного морского пути.
«Кораблекрушение в Северном море» 
картина Айвазовского.
Ломоносов был инициатором

секретного в свое время проекта поисков второго Северного морского пути. В 1763

году Ломоносов закончил "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию". 
Научное обоснование северного морского пути.«Кораблекрушение в Северном море» картина Айвазовского. Ломоносов был инициатором секретного в свое время проекта поисков второго Северного

Слайд 28“В близости Магелланова пролива, около 53 градусов полуденной ширины великие

льды ходят; почему сомневаться не должно, что в большем отдалении

от материков земля многими нисходящими снегами покрыта”.

Предсказание Антарктиды Ломоносовым

“В близости Магелланова пролива, около 53 градусов полуденной ширины великие льды ходят; почему сомневаться не должно, что

Слайд 29 Ломоносов и геология
Произвёл огромное количество анализов горных

пород
Труды :
"Первые основания металлургии" (1742 г.)

"Слово о рождении металлов от трясения
земли" (1757 г)
«О слоях земли»
привел аргументы в пользу органического происхождения янтаря;







Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. На основании полученных образцов Михаил Васильевич составил каталог минералов России.

Ломоносов и геологияПроизвёл огромное количество анализов горных породТруды :

Слайд 30«В тополевой тени гуляя, муравей В прилипчивой смоле завяз ногой своей. Хоть

у людей был в жизнь свою презренный, По смерти, в янтаре,


стал драгоценный» (М.В.Ломоносов) 
«В тополевой тени гуляя, муравей В прилипчивой смоле завяз ногой своей. Хоть у людей был в жизнь

Слайд 31О причине землетрясения.
Ломоносов впервые научно объяснил такое природное явление, как

землетрясение, подразделив их по степени на 4 группы.

О причине землетрясения.Ломоносов впервые научно объяснил такое природное явление, как землетрясение, подразделив их по степени на 4

Слайд 32 Теория о происхождении северного сияния
Михаил Васильевич

Ломоносов высказал предположение, что небесные сполохи (так называют полярные сияния

жителя Севера — поморы) в своей основе имеют электрическую природу. И он делает необыкновенно смелый для того времени вывод: "...весьма вероятно, что северные сияния рождаются от происшедшей в воздухе электрической силы..."

Изображения четырех северных сияний, сделанные М. В. Ломоносовым.

Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;

Теория о происхождении северного сияния Михаил Васильевич Ломоносов высказал предположение, что небесные сполохи (так

Слайд 33 Учёный производил многочисленные эксперименты. Он брал стеклянный шар, выкачивал

воздух и пропускал через него электрические заряды.

Учёный производил многочисленные эксперименты. Он брал стеклянный шар, выкачивал воздух и пропускал через него электрические заряды.

Слайд 34

Интересно, что во времена Ломоносова с грозой пытались бороться колокольным звоном, и

при этом нередко атмосферным электричеством убивало звонарей. Бессильный бороться с

этим обычаем, Ломоносов советовал звонарям хотя бы использовать длинные веревки.  

Ломоносов первым в России начал исследование молнии.

Интересно, что во времена Ломоносова с грозой пытались бороться колокольным звоном, и при этом нередко атмосферным электричеством убивало звонарей.

Слайд 35М.В.Ломоносов на конференции Петербургской Императорской Академии наук продемонстрировал первую действующую

модель вертолета - аэродинамическую машину, предназначенную для изучения атмосферных явлений.

М.В.Ломоносов на конференции Петербургской Императорской Академии наук продемонстрировал первую действующую модель вертолета - аэродинамическую машину, предназначенную для

Слайд 36Идеи. Ломоносов отстаивал идею воздушного питания растений (фотосинтез). "Явление пышных

дерев, на голом песке свои корни утверждающих, явно свидетельствует о

том, что листами своими из воздуха жиртый тук питают"
Идеи.   Ломоносов отстаивал идею воздушного питания растений (фотосинтез).

Слайд 37Ломоносов был крупнейшим историком своего времени.
Его основные сочинения
“Древняя

Российская история” (ч. 1-2, 1766),
замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера

“Происхождение имени и народа российского” (1749-50)
“Краткий российский летописец” (1760).
“Замечания на “Историю...” Вольтера” (1757-60, изд. 1829) и на “Сибирскую историю” Г.Ф. Миллера (1751); “Краткое описание разных путешествий по северным морям...” (1763).

Титульный лист «Краткого летописца с родословием» М. В. Ломоносова. 1760.

Ломоносов был крупнейшим историком своего времени.Его основные сочинения “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию

Слайд 38 Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение

для развития цветоведения.
М.В. Ломоносов обладал незаурядными художественными

способностями. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные портреты и картины, которые являются непревзойденными образцами русского мозаичного искусства
XVIII в.




Полтавская баталия

Петр первый

 Ломоносов – художник

Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения.  	  М.В.

Слайд 39Ломоносов разрабатывал теорию трёх цветов. Он считал, что белый свет состоит

из трёх основных цветов – красного, желтого и голубого. Он

стал на эту точку зрения потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.

Теория трёх цветов

Ломоносов разрабатывал теорию трёх цветов.  Он считал, что белый свет состоит из трёх основных цветов – красного,

Слайд 40В 1745 М.И.Воронцов привез из Рима мозаичные произведения. Однако способ

изготовления мозаик, широко распространённый в Древней Руси к XVIIIвеку был

утерян. М.В.Ломоносов решил возродить в России это забытое искусство.

Ломоносов – основатель мозаичного искусства

В 1745 М.И.Воронцов привез из Рима мозаичные произведения. Однако способ изготовления мозаик, широко распространённый в Древней Руси

Слайд 41Более 17 лет Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он

раскрыл секреты изготовления смальты. В 1754 г. в 64 верстах

от Петербурга была построена фабрика, где изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда.

«Нерукотворный»-первая мозаика, сделанная собственноручно Ломоносовым

Образцы смальты и красителей из химической лаборатории Ломоносова

Более 17 лет Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления смальты. В 1754 г.

Слайд 42Портрет Петра I, выполненный М.В.Ломоносовым. 1754 год. Эрмитаж
«Полтавская баталия». М.В.Ломоносов.

Академия наук. 1762 - 1764
В 1752 г. Ломоносов приступил к

работе над мозаичным портретом Петра I. В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра и мозаичная картина "Полтавская баталия". Один из портретов Ломоносов преподнес Сенату. В 1764 году в Болонскую академию был избран за свои удивительные мозаичные работы новый член академии. Им был М.В.Ломоносов.
Портрет Петра I, выполненный М.В.Ломоносовым. 1754 год. Эрмитаж«Полтавская баталия». М.В.Ломоносов. Академия наук. 1762 - 1764В 1752 г.

Слайд 44«Александр Невский». Мозаика ломоносовской мастерской.

«Александр Невский». Мозаика ломоносовской мастерской.

Слайд 45Научная деятельность
Его главной мечтой было создание в России университета, где

могли учиться все желающие и достойные молодые люди. С помощью

императрицы ему это удалось в 1755 г.
Научная деятельностьЕго главной мечтой было создание в России университета, где могли учиться все желающие и достойные молодые

Слайд 46
В нашей стране его именем назван Московский государственный университет, ему

поставлены памятники.

В нашей стране его именем назван Московский государственный университет, ему поставлены памятники.

Слайд 48Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной,

научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области

науки, литературы и искусства.

В 1956 г. была учреждена золотая медаль и премия имени М.В. Ломоносова.

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной

Слайд 49
Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами,

поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было

патриотическое стремление работать на благо Родины.
Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика