Слайд 1Проект урока № 7
по модулю учебного курса ОРКСЭ
«Основы светской
этики»
Тема: «Добродетель и порок»
Подготовила:
Тарасова Т.И., учитель начальных классов МБОУ СОШ
№ 20 ст. Подгорной
Георгиевского района,
Слайд 2«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель,
а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Аристотель
Слайд 3Цель урока:
осмысление этических представлений о добродетели как стремлении человека
к добру и о пороке как действии, в результате которого
причиняется зло;
- представление о добродетели и пороке как характеристиках личности человека.
Слайд 4Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах;
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и
навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;
- уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок».
Слайд 5Что такое добро и зло?
Кому из членов своей семьи
Вы рассказали о том, как в разные исторические эпохи менялись
представления о добре и зле?
Почему знание о добре и зле важно для людей?
Как вы понимаете смысл выражений «добро пожаловать», «будьте добры», «до добра не доведет», «в добрый час»?
Проверка домашнего задания
Слайд 6Интерактивная игра «Доброе дело настоящее, если делается…»
по принципу
«ты мне
– я тебе»?
ради получения денег или славы?
чтобы гордиться собой?
потому что
заставили?
Слайд 7Актуализация знаний.
Вхождение в урок
?
Слайд 8 ПРИТЧА. Жил один человек,
и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за
ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему:
«Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
Слайд 9
Рассуждаем ...
О чем эта притча?
Кто герой этой притчи?
К какой
категории людей(хороших или плохих) вы отнесете этого человека? Почему?
Как вы
понимаете последние строки притчи? («…Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»)
Слайд 11Комментированное чтение статьи «Добродетель и порок»
?
Слайд 12Работа по учебнику с.16 – 17
Задание. Найти два определения «добродетели».
?
Слайд 13 Продолжим запись в тетради.
ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК – это
противоположные характеристики личности.
Добродетель –
1) стремление человека к добру;
2) стремление
быть похожим на нравственную личность.
Слайд 14«Продолжим рассуждение»
Как Вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия
добра?
Из каких частей
состоит слово
«добродетель»?
Слайд 15Добродетель = добро+ детель (делать, дело, деятельность)
.
+
= ДОБРОДЕТЕЛЬ
ДЕЛАТЬ
ДОБРО
Слайд 16Известно ли Вам что-либо о пороке?
Как Вы можете объяснить
это понятие? Порок – что это такое?
Дальнейшее осмысление статьи
учебника (с.17-19).
?
Слайд 17Однажды некто пришёл к Соломону, когда тот украдкой наблюдал за
игрой детей, и спросил:
— Царь, помоги мне! Я живу в
достатке, у нас большой дом и много рабов, но я вижу, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному.
Спросил тогда царь:
— А что такое добродетель?
КАК БЫ ОТВЕТИЛИ ВЫ?
?
ПРИТЧА
Слайд 18
Отвечал муж без раздумий:
— Добродетель — способ прийти к высокому,
минуя низкое, постичь главное, презрев ничтожное.
Нахмурился царь:
— И снова спрашиваю
тебя, что такое добродетель?
Отвечал проситель:
— Добродетель есть путь, которым можно достичь неба.
Ещё больше нахмурился царь:
— В третий раз ответь мне, что есть добродетель?
?
Слайд 19
Снова отвечал проситель:
— Добродетель — то, что делает душу чище
и светлее.
Заговорил Соломон:
— Три раза спросил я тебя, и всякий
раз ты, который целыми днями думает о добродетели, не смог дать мне чёткого ответа. Ты хочешь постичь высокое, минуя низкое, но как можно взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним? Ты хочешь достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что тебя там ждёт? Ты хочешь стать светлее, но что такое свет без тьмы?
?
Слайд 20
И сказал ещё Соломон:
— Ночь сменяется днём, и не вечны
ни тьма, ни свет. Знали бы мы, что такое день,
не ведая ночи? Так же самые чистые помыслы идут об руку с неправедными. На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным.
И еще добавил царь:
— Так пристало ли благородному мужу размышлять о добродетели ради лишь неё самой? Люби жён своих, рабов своих и соседей своих, будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса: что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее, и не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдёт не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным.
?
Слайд 21
Запись в тетради
Порок –
1) причинение зла себе
или другим;
2) недостаток, позорящий человека.
Действия, результатом которых оказывается причинение зла
себе или другим людям, называются пороками.
Пороками можно назвать и
предосудительный недостаток
человека, свойство человека,
которое позорит его.
Например, жадность,
лень, лживость…
Слайд 23Мудрые мысли
«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое
добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми»
Аристотель
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
Все, обладающие добродетелью, счастливы»
Цицерон
«Лживость - гнуснейший порок»
М.Монтень
Слайд 24♪ Исполнение под фонограмму песенки «Дорогою добра»
Спроси
у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому оправиться
с утра.
Идти за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба тебя ведет не как сестра.
А, если с другом худо, не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди, дорогою добра.
Ах, сколько будет разных, сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь - не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный.
Иди мой друг, всегда иди, дорогою добра.
Слайд 25 Игра – задание
Ромашки «Добродетель» и «Порок»
Слайд 26
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК
.
Трудолюбие
Работоспособность
Ответственность
Дружелюбие
Вежливость
Сочувствие
Доброта
Любовь
Жадность
Лень
Ложь
Хвастовство
Зазнайство
Злость
Ненависть
Слайд 27жадность неблагодарность лень ложь зло порок
добродетель добро благодарность щедрость
правда трудолюбие
Задание: Соедините противоположные друг другу качества.
Слайд 28Проверьте себя
.
добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие
жадность неблагодарность лень
ложь зло порок
Слайд 29Работа с иллюстративным материалом учебника и компьютерного модуля «ИЛЛЮСТРАЦИИ».
?
1. Внучка
помогает бабушке готовить обед.
2. Помощь первокласснику.
3. Бабушкин помощник.
4. Девочка кормит голубей.
5. Новогодние подарки.
6. Жадность.
7. Застенчивость.
8. Невоспитанность.
Слайд 31Кто может стать образцом для подражания?
Слайд 32 Работа с интерактивным
сопровождением.
Рублика «ТРЕНАЖЕР»
Работа с интерактивным
сопровождением.
Рублика «КОНТРОЛЬ»
Слайд 33
Игра " Свет мой зеркальце,
скажи, да всю правду доложи…"
Итог урока:
*Добродетель – это…
*Порок – это …
*Добродетельный человек – это
…
Слайд 35Домашнее задание
Расскажи членам своей семьи и друзьям, что такое добродетель
и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются
ответить, помоги им (ответь сам или прочти текст из пособия).
Подготовьте сообщение по теме «Мой герой» о человеке, на которого вы хотели бы быть похожими.
Слайд 36Нет никого без пороков.
Тот из нас наилучший,
Кто их имеет
поменьше.
Гораций.
Рефлексия
СПАСИБО ЗА УРОК!