Слайд 1Патриотическое воспитание школьников
Твердохлеб Татьяна
Александровна
Слайд 2 «Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Коренные преобразования
в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической, духовной и культурной сферах жизни общества.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Слайд 3
В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения,
особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия,
жестокости.
Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитания гражданина, патриота своей Родины.
Слайд 4
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных
качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности
личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Слайд 5Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса
Его
задачами являются:
- воспитание у детей и подростков любви к Родине
и ее историческому прошлому;
- формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;
- воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества;
Слайд 6 Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются:
создание школьных музеев (музейная педагогика);
воспитание
на традициях семьи, родного края;
туризм и краеведение;
подготовка к защите Родины;
формирование единой общности россиян;
Формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия, поездки по местам боевых действий);
экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания;
Слайд 7 Патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к своей семье и
тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к жителям
своего села, города, своему народу, его языку и культуре;
желание заботится о других людях и об интересах Родины;
Слайд 8 Патриотизм включает в себя:
осознание долга перед людьми ближайшего окружения,
местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы
и независимости, готовность к защите Отечества;
проявление гражданских чувств и верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
Слайд 9Патриотизм включает в себя:
гордость за своё Отечество, символы государства, за
свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой
Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Слайд 10Патриотическое воспитание включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее
в себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами,
как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
Слайд 112. Культурно-историческое направление, предполагающее:
воспитание у учащихся любви к своей «малой»
Родине. Родному краю, её замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по
сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Слайд 123. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
изучение государственной системы , значение её
Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина Республики.
формирование глубокого
понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам Республики, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
развитие реально действующего школьного самоуправления.
Слайд 134. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
изучение военной истории России, знание
Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в
годы Великой Отечественной войны;
сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил государства, готовности к выполнению воинского долга.
Слайд 14Краеведческая работа
Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение.
Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию
гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания
Слайд 15Поисковая работа
Молодое поколение мало знает о событиях и героях воин
и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие.
Изучение военной истории и поисковая работа приведут к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны. Базой для этой работы являются школьные музеи и военно-патриотические организации.
Слайд 16Формы работы:
Поисковая и экскурсионная работа, работа в школьных музеях.
Система классных
часов.
Слайд 18РАБОТА С ВЕТЕРАНАМИ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В патриотическом воспитании подрастающего поколения
велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих,
работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи проводятся уроки памяти, классные часы, памятные акции.
Слайд 19
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА
Родители, род,
Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула
гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви.
Слайд 20Мероприятия военно- патриотической направленности
Для патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия,
рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, рассчитанные на
участие большого количества молодежи.
Слайд 21Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным.
Важна
пропаганда ЗОЖ среди учащихся, создание условий для сохранения здоровья школьников
– использование здоровьесберегающих технологий на уроках, развитие физических возможностей на уроках физкультуры и через систему спортивных мероприятий
Слайд 22Активное вовлечение учащихся для участия в спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках,
туристических слетах и др.
Слайд 23Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ
И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ
И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ
БУДЬ НАСТОЯЩИМ ПАТРИОТОМ СВОЕЙ СТРАНЫ