Слайд 1Старинные русские меры длины
Подготовили обучающиеся 3 класса В
МБОУ «СОШ
№ 50»
Руководитель проекта:
Макаренко Е.В.
Слайд 2
Информационно – поисковый
Межпредметный
С явной координацией
Внутриклассный
Групповой
Среднесрочный
Компьютерная презентация
Проект- иллюстрация учебной темы
Слайд 3Цели проекта:
Познакомить обучающихся со старинными русскими мерами (единицами измерения) длины
как способом измерения различных объектов.
Слайд 4Задачи проекта:
Познакомить со старинными мерами длины; с историей их происхождения;
обучать
самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников;
обогащать словарный запас
обучающихся, познакомить со старинными математическими терминами;
развивать навыки коммуникации: выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать),решать конфликты.
Слайд 5Актуальность проекта
Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»:
«Царь
Салтан с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал
себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин…»
Русская народная сказка:
«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень .»
Отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы»:
«Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;
Уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину
Меньше сажени в длину.»
Слайд 6
Обучающиеся затруднялись ответить на вопросы: « Что означает слово
сажень и аршин?»
«Знаете ли вы другие старинные русские меры длины
?»
Слайд 71 этап. Подготовка проекта
Русские пословицы и поговорки
От горшка три
вершка, а уже указчик.
Семь пядей во лбу.
Нос с локоть,
а ум с ноготь.
На три аршина в землю видит.
Каждый купец на свой аршин меряет
Косая сажень в плечах.
Полено к полену – сажень.
От слова до дела - целая верста.
Москва верстой далека, а сердцу рядом.
Слайд 8Практическая часть
Внеурочное занятие по математике
Слайд 9Измерение вершков, пядей, локтей у членов семьи
Слайд 112 этап. Реализация проекта
Наименование вершок происходит от слова «верх».
Вершок
- старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного
и среднего).
1 вершок = 45 мм
Слайд 121 пядь = 4 вершка=18 см
Пядь – от древнерусского слова «пясть» – то
есть кулак или кисть.
Мера длины пядь- расстояние от конца большого
пальца до конца мизинца при наибольшем их раздвижении. Это большая пядь.
Расстояние между большим и указательным пальцем – малая пядь.
Слайд 13 Локоть – древнейшая русская мера длины.
Это расстояние от конца
вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба.
1 локоть=11 вершков =
2 пяди = 44 см
Слайд 14 Аршин - происходит от персидского слова "арш" - локоть.
Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой
фаланги среднего пальца.
1 аршин = 4 пяди = 16 вершков = 71 СМ
Слайд 15Сажень – происходит от слова «сягать», то есть доставать до
чего-либо.
Различали три вида сажени: простая, маховая и косая.
Маховая сажень- расстояние
между концами пальцев расставленных в стороны рук ( 1м 76 см ).
Простая сажень – это расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека ( 1 м 52 см).
Косая сажень - расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки ( 2 м 10 см ).
1 САЖЕНЬ= 3 АРШИНА = 2 М 10 СМ
Слайд 16ВЕРСТА - старорусская путевая мера . Произошло от слова «вертеть».
Ее раннее название «поприще». Этим словам, первоначально называли расстояние, пройденное
от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
1 верста=500 саженей =1 км 67 м
Слайд 173 этап. Итоги работы над проектом
Погрузил обучающихся в атмосферу творческого
поиска и исследовательской деятельности;
расширил знания по истории, литературе, математике;
раскрыл потенциал каждого; позволил проявить себя индивидуально и в группе,
оценить свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.