Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение «Детский сад № 12
Лесозаводского
городского округа»
Семинар
для воспитателей
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях
реализации ФГОС ДОГ»
Подготовила:
старший воспитатель
Гольмакова О.А.
Слайд 2Педагогическое проектирование, как одна из важных сторон педагогической деятельности.
Ориентация современного
образования на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит
педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса.
Стратегия педагогического проектирования должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления индивида. Изменению подлежат прежде всего методы воспитания, обучения, развития и формы организации педагогического процесса
Слайд 3Проектная технология обучения.
Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного
накопления детьми знаний на овладение ими различными способами деятельности.
Руководство
взрослым реализацией проекта позволяет совершенствовать умение дифференцированно выстраивать образовательный маршрут каждого ребенка.
Сторонники метода проектов в России В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.
В современной российской дошкольной педагогике этим вопросом занимаются следующие ученые Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Евдокимова Е.С. и др.
Слайд 4 Особая педагогическая значимость проектов:
-
метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования
собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;
- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Проектная технология обучения.
Слайд 5Проектная технология обучения.
Метод проекта способствует
развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии
образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний.
Слайд 6Проектная технология обучения.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. Постановка
цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают
план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Слайд 7Проектная технология обучения.
Проекты классифицируются:
а) по составу
участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Типы проектов:
1)
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Слайд 8Проектная технология обучения.
Технология проектной деятельности
Слайд 9Проектная технология обучения.
Технология проектной деятельности
Слайд 10Проектная технология обучения.
Этапы проекта
1) выбор темы
и постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего
учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его презентация.
Слайд 11Проектная технология обучения.
Советы воспитателю, реализующему проектную технологию
1. Глубоко изучить тематику
проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом
поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
Слайд 12Проектная технология обучения.
Советы воспитателю, реализующему проектную технологию
6. Тактично рассматривать все
предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на
ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу совместного с ребёнком творчества.
Слайд 13Проектная технология обучения.
«Примерная структура педагогического проекта»
Проектная разработка должна содержать следующие
структурные компоненты:
• Обоснование необходимости проекта
• Цели и задачи проекта
• Участники
проекта
• Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
• Рабочий план реализации проекта
• Прогнозируемые результаты реализации проекта
• Оценка эффективности реализации проекта
• Оценка рисков
• Дальнейшее развитие проекта
Слайд 14Литература .
Веракса, Н.Е., Веракса А.И. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждении ( Н.Е.Веракса, А.И.Веракса – М.: Мозаика-Синтез. Москва
2008.
Виноградова, Н.А. “Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей” /Н.А.Виноградова - М: Айрис-Пресс 2008.
Киселева,Л.С., Данилина, Г.А., Лагода, Т.С., Зуйкова,М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководящих и практических работников ДОУ /Авт.сост.: Л.С. Киселева, Г.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова – М,:АРКТИ 2005.
Образовательные порталы сети Интернет