Слайд 1Этот удивительный мир рыб
Автор: ученик 4 класса Киселёв Николай
Руководитель: Дрютова Ирина Петровна
учитель начальных классов МБОУ ООШ с. Никольское
Слайд 3Задачи:
Более подробно изучить строение и жизнь рыб.
Познакомиться с особенностями
этих животных.
Провести опыт по определению возраста рыб и исследование.
Слайд 4Результаты анкетирования:
Чаще всего ребята называли рыб, обитающих в наших водоёмах:
щуку, окуня, плотву, леща и других. Но в ответах встретились
и рыбы, не живущие в наших краях, например, акула, скат, желтокрылка и другие. Но в ответах были названы не только рыбы, а ещё и животные: кит, дельфин.
Слайд 5Вывод: анализируя ответы проведённой анкеты, я увидел, что учащиеся нашей
школы допустили много ошибок, они мало знают информации о рыбах.
Я решил более подробно изучить этих удивительных животных – рыб.
Слайд 6Изучение особенностей рыб
Ихтиология — наука о рыбах (по-гречески “ихтис” —
рыба, а “логос” — слово, разум).
Рыбы – это животные, которые
живут в воде. Их тело покрыто чешуёй, они дышат жабрами и имеют парные конечности в виде плавников.
Слайд 7Строение рыбы
Тело рыб может быть голым, покрытым слизью, чешуей
или панцирем (игла-рыба). Чешуя растёт вместе с рыбой.
Слайд 8Форма тела у рыб связана с условиями обитания.
Рыбы, живущие
в толще воды (лосось), имеют, как правило, торпедовидную или стреловидную
форму.
Донные рыбы чаще всего имеют уплощенную или даже совсем плоскую форму тела, например, камбала.
Виды, обитающие среди водных растений, камней и коряг, имеют сильно сжатое с боков тело, как у леща или змеевидное, как у угря, тело, что обеспечивает им лучшую маневренность.
Слайд 9Питание рыб
По питанию всех рыб можно разделить на несколько
групп:
растительноядных
животноядных
хищных, питающихся рыбой.
Наиболее прожорливыми являются растительноядные рыбы.
Чисто растительноядных рыб в наших водоемах нет. Плотва, карась, линь наряду с растительной пищей потребляют животную пищу.
Слайд 10Размножение рыб
Большинство рыб размножаются, вымётывая икру, но есть рыбы и
живородящие. Например, рыбки гуппи и акулы.
Икра
малёк рыба
Есть очень интересные рыбы, которые для своего потомства делают гнёзда. Мне известны, живущая в Ладожском озере, колюшка. А ещё строит гнездо рыба гурами.
Слайд 11Среда обитания.
Рыбы живут в
прудах ручьях реках озёрах
морях океанах
От среды обитания зависит и окраска рыбы. У
рыб спинка тёмная, а брюшко светлое, значит, они будут мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху. А если блестящая серебристая окраска боков и брюшка, то это делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.
Слайд 12Опыт «Определение возраста у рыб»
Тело рыбы снаружи покрыто чешуей, которая
защищает тело рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует
одному году жизни рыбы.
Существует несколько способов определения возраста у рыб:
по чешуе,
по жаберной крышке,
по срезу костей и другие.
Я определял возраст рыб по чешуе с помощью микроскопа.
Слайд 13 Я промыл, как следует чешую.
Дал ей высохнуть.
Отполировал её
наждачной бумагой.
Положил на предметное стекло микроскопа и начал разглядывать.
Я
увидел у рыб одно большое кольцо и много маленьких, значит нашим рыбам только 1 год.
Вот так выглядит чешуя под микроскопом.
Слайд 14Исследование 1. «Сравнение рыб реки Воронеж озера и реки Сетьма»
Гипотеза:
«Считается, что размеры водоёма ограничивают максимальные размеры рыбы, которые она
может достигнуть. Чем больше водоём, тем крупнее в нём обитает рыба».
Доказательство:
Взял две рыбы – плотвы. Одна рыбы была поймана в реке Воронеж, а другая в речке нашего села – Сетьмы.
Возраст рыб был одинаков – 1 год. А вот размер рыб был разный.
Слайд 15
Вывод: Таким образом, я увидел, что гипотеза оказалась верной.
Экспериментально доказано,
что главным фактором является, не столько объём водоёма, сколько развитие
кормовой базы и качество воды. Значит, чем больше в водоёме корма, тем крупнее вырастает рыба.
Слайд 16Исследование 2. «Виды рыб, обитающих в реке Сетьма»
Для этого исследования,
я с папой отправились на рыбалку на наше озеро. Нам
удалось поймать таких рыб:
Щуку
Плотву
Окуня
Ерша
Слайд 17Жизнь рыб зимой. Практическая работа.
Мой вопрос: «А как можно
помочь рыбам зимой?»
Учитель мне посоветовала, чтобы для рыб поступал
воздух, бурлить лунки, а потом в эти лунки кидать корм. Так я и делал.
Слайд 21Заключение
Проведя своё исследование, я научился:
определять возраст рыбы;
могу рассказать строение
рыбы, место обитание;
узнал интересные факты о размножении рыб.
Слайд 22Мой вывод:
рыбы – часть живой природы, это очень интересные
и удивительные существа. Они нуждаются в нашей защите. Вода –
среда обитания рыб. Без неё не сможет прожить ни одно живое существо. Нужно, чтобы люди не загрязняли водоёмы, не вылавливали редких рыб и не занимались браконьерством!