Слайд 1
Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
ПРОЕКТ
Слайд 2ПРОЕКТ
Вид проекта:
Информационно - творческий
Продолжительность проекта:
Один квартал
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители
Слайд 3 Актуальность
Дошкольный возраст является важным периодом в воспитании ребенка.
Устное
народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития личности ребенка, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Слайд 4Цели проекта
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного
народного творчества.
Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям
успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Развитие личности каждого ребенка, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Слайд 5Задачи:
Обосновать значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи
детей; обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность.
1
Приобщать родителей к
процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Слайд 7Ожидаемые результаты
www.themegallery.com
Company Logo
Повысится уровень связной речи
Взаимодействуют с педагога- ми
по вопросу развития речи детей
Обобщение и распрост- ранение опыта
Поощряют исполь-
зование малых форм фольклора в играх детей дома.
Словарь детей обогатится но- выми слова- ми, оборотами, выражениями
Сформируется понимание не- обходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Самореализация
Сформируется устойчивый интерес к русскому народно- му творчеству,
традициям и культу- ре родного края
Повышение теоретического уровня по теме проекта
Внедрение современ- ных методов и техноло- гий по развитию речи средствами малых форм фольклора
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
ПЕДАГОГИ
Слайд 8Реализация проекта
Работа в родителями
Диагностика по развитию речи
Непосредственно образовательная
деятельность
Совместная и самостоятельная деятельность по развитию творческих способностей детей
Народные игры
Фольклорные праздники и развлечения
Викторины
Театрализованные представления
Анкетирование по знаниям о народной культуре, обрядовых праздниках
Консультации:
Роль родителей в возрождении русских традиций
Сообщение на тему: Не забывайте народные игры
Родительские собрания
Дни открытых дверей
Изготовление ширмы «Детский фольклор»
Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам, поговоркам
Проведение праздников:
«Здравствуй, матрешка»
«Капустник», «Осенины»
«Ярмарка»
Консультации
Семинары-практикумы
Открытые занятия
Мастер-классы
Памятки
Обмен опытом
Работа с педагогами
Работа с
детьми
Слайд 9Предварительная работа
Подбор материала, иллюстраций, статей.
Заучивание потешек, пословиц, поговорок,
считалок, дразнилок.
Чтение произведений фольклора на темы народных промыслов.
Составление описательных рассказов
об игрушках народных промыслов:
Дымковские,
Филимоновские,
Семеновские матрешки.
А вот игрушки расписные.
Ладные, нарядные.
Они повсюду славятся.
Да и Вам понравятся!
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Слайд 10
Особенность подобных русских народных кукол, берегинь из ткани — отсутствие
лица.
Но для малышей можно нарисовать глазки, бровки, носик, губки.
Детки постарше нарисуют их сами.
Игрушка готова!
Для изготовления куклы понадобится:
квадрат из ткани примерно 30 см. х 30см.
нитки;
квадрат 10 см. х 10 см. для платочка.
В центр квадрата положить кусочек синтепона или ваты, можно кусочек мягкой салфетки или ткани, и сложить квадрат по диагонали.
Знакомство с народной куклой
Куклы, сделанные своими руками
«Куколка тряпичная — игрушка отличная!»
Слайд 14
Ребенок
Родитель
Педагог
Родительское собрание по теме: Роль устного народного творчества
в воспитании детей дошкольного возраста
Анкетирование
родителей
Продукт совместной творческой деятельности
музей «Русская изба»
Русские народные игры.
Заучивание потешек, закличек.
Театральные представления
Совместное участие педагогов, родителей и детей в праздниках.
Индивидуальные беседы с родителями
« Играем всей семьей»,
«День открытых дверей».
Брошюры для детей «Народные праздники»
Модель реализации проекта
Слайд 15 Образовательная область «Познание»:
Тематические беседы:
Филимоновские игрушки – свистульки.
Что такое «Хохлома»?
Дымковские
мастера.
Сине - голубое чудо. Гжель.
Занятия («Как на связке вечеров левицы
гадали»).
Создание музея «Русская изба».
Что нам осень принесла.
Что такое ярмарка?
Объяснение пословиц: «Семья в куче – не страшна туча», «У страха – глаза велики», «Труд кормит, а лень портит», «Красна птица опереньем, - а человек - рукодельем», «Делано наспех – сделано на смех».
Слайд 16Образовательная область «Социализация» (I)
Подвижные игры:
Карусель.
Каравай.
Ручеек.
Гуси – Лебеди.
Утка
– Гусь.
Петушиный бой.
Дидактические игры:
Найди отличия.
Угости матрешек чаем.
Составь узор.
Собери картинку.
Художественное творчество:
Тематическое
занятие по предметному миру: «Из чего же, из чего же?» - дерево – матрешки (Хохлома); глина – Дымка; фарфор –Гжель; металл – Жестово.
Слайд 17Образовательная область «Социализация» (II)
Рисование:
«Осенняя березка»,
«Хохломская веточка»,
«Укрась
тарелочку. Гжель»,
«Рисование матрешек (восковые карандаши + акварель».
Лепка:
«Дымковский козлик на
ярмарке»,
«Дымковская барышня»,
«Филимоновские игрушки»,
Аппликация:
«Осенний ковер»,
«Укрась кокошник»,
Совместный труд детей и родителей «Барышня осень»,
Кукла оберег – изготовление детьми вместе с родителями куклы «Берегиня»,
Слайд 18Образовательная область «Социализация» (III)
Музыка:
Прослушивание русских народных песен.
Разучивание попевок,
потешек, закличек, хороводов, игра на шумовых народных инструментах.
Развлечения:
Осенины, театральные представления,
кукольный театр.
Народные деревянные двигающиеся игрущки – забавы.
Слайд 19Список литературы
Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. -
256 с.
Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство
МарТ, 2009. - 272 с.
Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996. - 165 с.
Козлова С.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого: Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 10.
Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.
Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с.
Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре.
Слайд 21
Праздники и развлечения
Фольклорный
праздник
«Путешествие по
русской ярмарке»
Слайд 22
Русские народные игры
www.themegallery.com
Company Logo
Слайд 23
Театр и творчество
(театрализованный уголок )
Виды театров
Костюмерная
Гримёрная
Слайд 24
Театр и творчество
(театры: «Би-ба-бо», «Рукавичек», настольный)
Сказка «Репка»
Сказка
«Три медведя»
Сказка«Рукавичка»
Сказка «Заюшкина избушка»
Слайд 25
Театр и творчество
(театры: «на фланелеграфе», «Телевизор», «Живой руки»)
Сказка
«Колобок»
Сказка «Лягушка-путешественница»
Сказка
«Гуси-лебеди»
Слайд 26Театр и творчество
www.themegallery.com
Company Logo
Сказка «Волк и Красная шапочка»
Участники
театральной
деятельности
Слайд 27Городецкая роспись
www.themegallery.com
Company Logo
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят
из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Слайд 28
Сочиняем сказку сами
(сказка на новый лад)
www.themegallery.com
Company Logo
Дружные звери
Слайд 29
Рисунки детей по мотивам русских народных сказок
www.themegallery.com
Company Logo
Слайд 30
Скороговорки в совместных рисунках детей и родителей
www.themegallery.com
Company Logo
Бежит
лиса по шесточку:
- Лизни, лиса, песочку!
От топота копыт
пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе
и сосала сушку.
Слайд 31
Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам
www.themegallery.com
Company Logo
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Пошёл кот под мосток,
Поймал рыбку за хвосток.
То ли съесть по пути,
То ли Оле отнести?
Радуга-дуга, не давай дождя.
Давай солнышко-колоколышка.
Слайд 33Мелкая моторика
движения самомассажа (потирание ладоней, поглаживание кистей рук, поочередное
смыкание пальцев и т.д.)
шевеление пальчиками
разведение и сведение пальцев
разные хлопки
сжимание и
разжимание кулачков
вращение кистей и кулачков
Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей и речи.
Слайд 34Мелкая моторика
Разнообразные выразительные движения - это показ, как неуклюже
ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, музыканты
играют на разных музыкальных инструментах.
Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными движениями, мимикой и жестами.
Учится быть эмоциональным в речи и показе движений.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности.
Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку и юмор.
Слайд 35Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете
ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
a) как жили
наши предки?
b) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?
Гусарова Александра Юрьевна,
Педагог-психолог МДОУ № 57 г. Люберцы