Слайд 1ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ».
Выполнила: Лотова Е.И.
Слайд 2СУЩЕСТВУЕТ 6 СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. СТРАТЕГИИ – РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ
РАБОТЫ НА УРОКЕ. УЧАЩИМСЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ,
Т.К. ТАКИЕ УРОКИ ПОСТРОЕНЫ НА ДИСКУССИИ:
Умейте слушать друг друга;
Говорить должен кто-то один;
Говорить по существу;
Необходимо делиться мыслями;
Необходимо щадить чувства других;
Недопустимость умаления достоинства;
Уважительное отношение ко всем без исключения.
Выступление учащихся называется пресс-релиз.
Слайд 3 Что такое критическое мышление (КМ) – это
сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается
принятием решения.
КМ имеет 3 аспекта:
Получение информации;
Осмысление значения, стратегия поиска ответов;
Рациональное принятие решения.
КМ – идеи, понимание смысла этих идей, скептический подход к ним, сопоставление с различными взглядами, доказывая и утверждая правильность своего решения.
Слайд 4 Что необходимо для учащихся? Учащиеся должны иметь
способность анализировать информацию, принимать решения, т.е. что является важным, а
что нет. Структура урока должна быть четкой, систематической для того, чтобы учащиеся могли понимать, что от них требуется и применять знания на практике.
Вывод: КМ – результат хорошо спланированного урока, процесс которого благоприятствует развитию КМ.
Ученик должен уметь:
Мыслить критически, т.е. быть любознательным.
Принимать за себя ответственность за собственное обучение (непассивное усвоение знаний, а активное, почти самостоятельное).
Работа в сотрудничестве с другими (уметь слушать).
Проявлять постоянный интерес к процессу познания (развивать привычку любознательности, выполнять дело осмысленно).
Слайд 5 Учитель должен:
1. Создавать атмосферу в классе открытого
и ответственного взаимодействия.
2. Использовать структуру преподавания, чтобы содействовать КМ
и независимому обучению, значит стремиться к такой модели обучения и преподавания, которую можно сформировать как 3 стадии:
Эвокэйшен – создание интереса через опыт своих знаний по данной теме, через говорение.
Реализэйшен – поиск ответов из опыта собственных знаний, мотивация к исследованию неизвестного, метод выращивания знаний.
Рефлекшен – рефлексия, обмен полученными знаниями, итог.
3. Использовать эффективные техники обучения согласно учебной программы.
4. Быть готовым принимать изменения в уроке.
5. Быть открытым, делиться опытом с другими.
Слайд 61 СТРАТЕГИЯ.
КЛАСТЕР – СТРАТЕГИЯ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТ СХЕМОТЕХНИКУ.
Слайд 72 СТРАТЕГИЯ.
КАРТА ПОМЕТОК НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.
Слайд 8 1 этап – запишите все, что вы
знаете о морских черепахах, т.е. идет мозговая атака. Учащиеся записывают
свою информацию. Например, живут в морских водах, размножаются яйцами на берегу, цвет темно-серый, мясо используется в пищу.
2 этап – мониторинг процесса понимания. Учитель раздает каждому ученику тексты для обработки. Надо отметить каждый абзац пометками. Работа эта индивидуальная.
(V) – это я уже знаю.
(+) – новая информация.
(-) – не соответствует моим знаниям.
(?) – это меня удивляет.
3 этап – короткие фразы по тексту записать в таблицу.
4 этап – спор по поводу разногласий.
Поиск дополнительных источников информации. Определяется, где было согласие во мнениях. Обсуждаются разногласия, разрешились ли они после чтения статьи или нужны дополнительный источники информации.
Слайд 9 Джудит Ренни сказал: « Учащимся необходимо рассказывать
друг другу и всему миру о том, что они знают
для того, чтобы понять, что они знают. Посредством этого они будут учиться и познавать мир, как они его представляют.»
Учащиеся, мыслящие критически, спрашивают себя:
Что я думаю об этом?
Как полученная информация соотносится с тем, что я уже знаю?
Что я уже могу сделать по – другому, имея новую информацию?
Как меняются мои представления посредством новых идей?
Слайд 103 СТРАТЕГИЯ.
ПЯТИСТИШИЕ.
Необходимо научить выстраивать алгоритм, который состоит
из:
Названия – имя существительное (одно слово).
Описания – имя прилагательное (два
слова).
Действия – глагол (три слова).
Чувства – четыре слова.
Подтверждения сущности – слово-синоним (одно слово).
Слайд 12ПЯТИСТИШИЕ:
Выражение индивидуальности.
Побуждение к творчеству.
Развитие коммуникативности.
Применимо на всех уроках.
Конкретность мышления.
Более точное словоупотребление, локализм, концентрация мысли.
Выбор главного.
Развитие философского мышления.
Самовыражение учащихся.
Пятистишье
– как диагностика.
Как оценочная система.
Заставляет мыслить творчески, подбирать словарный запас, умение выразить суть, синтез (т.е. выбор главного).
Слайд 134 СТРАТЕГИЯ «КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ».
Учащиеся составляют рассказ, используя
ключевые слова (урок-рассказывания по литературе). Например: учащимся предложены ключевые слова:
тюленевая шкура, морской берег, закрытый сундучок.
Примерный рассказ: однажды мы отправились отдыхать на море. Там мы купались, загорали, грелись под лучами солнышка на морском берегу. Но к вечеру стало холодать, и мы хотели оправиться домой. Вдруг я нашла закрытый сундучок. К нашему удивлению, открыв сундучок, мы достали из него тюленевую шкуру, которая нас согрела.
Развивает речь, творчество, воображение, индивидуальность.
Слайд 145 СТРАТЕГИЯ «ДНЕВНИКА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ».
Учащиеся записывают в
таблицу свои мысли, о чем может быть, по их нению,
этот рассказ (подбор выражений), не читая его.
Например: сказка «Три сестры».
Младшая – падчерица
Злая мачеха
О несправедливости
А другие могут записать:
О дружбе сестер
Их приключения
О взаимопомощи
Затем читают текст и сравнивают свой текст с текстом автора, отмечая в таблицу.
Слайд 156 СТРАТЕГИЯ «ДИСКУССИОННАЯ КАРТА».
ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ АРГУМЕНТИРОВАНО ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. НАПРИМЕР:
СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО». ВОПРОС: БЫЛО БЫ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ БЫ БУРАТИНО
НА 5 ЗОЛОТЫХ, КОТОРЫЕ ДАЛ ЕМУ ПАПА КАРЛО, КУПИЛ БЫ БУКВАРЬ ИЛИ ВСЕ ЖЕ ПОТРАТИЛ ИХ НА БИЛЕТ В ТЕАТР.
Слайд 167 СТРАТЕГИЯ: ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ, ВЫБОР И ВЫСТУПЛЕНИЕ СПИКЕРА.
Например: урок познания мира. Тема: «Осенние изменения в
окружающем мире».
1 группа: изменения в живой природе с приходом осени.
2 группа: изменения в неживой природе с приходом осени.
3 группа: труд людей осенью.
Слайд 17РЕФЛЕКСИЯ:
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (КМ) – процесс интеграционных идей
и способность мыслить творчески, создавая собственные концепции и высказывания.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!