Разделы презентаций


Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в условиях ФГОС НОО

Содержание

« Единственный путь, ведущий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Реализация системно-деятельностного подхода как основа перехода начальной школы на ФГОС




«Мои ученики будут узнавать

новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
( И. Г. Песталоцци).

Реализация системно-деятельностного подхода как основа перехода начальной школы на ФГОС      «Мои ученики

Слайд 2

« Единственный путь, ведущий

к знанию - это деятельность» Б. Шоу


Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции
государственного стандарта общего образования второго поколения

«

Слайд 3Системно- деятельностный

подход
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает

знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется
системно - деятельностным.
Системно- деятельностный            подходПодход в обучении, при

Слайд 4Цель деятельностного подхода
воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.
Он ставит

цели, решает задачи, отвечает за результаты.
Главное средство субъекта- умение

учиться , т.е. учить себя.
Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития
Цель деятельностного подхода воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.Он ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Главное

Слайд 5 Что значит деятельность?
целеустремлённая система;
есть обратная связь;
всегда имеет генетически развивающийся план

анализа


Что значит деятельность? целеустремлённая система;есть обратная связь;всегда имеет генетически развивающийся план анализа

Слайд 6- делать учение мотивированным;

- учить ученика оптимально организовывать свою деятельность;

-

помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Обучать

деятельности:
- делать учение мотивированным;- учить ученика оптимально организовывать свою деятельность;- помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки

Слайд 7
обеспечивает системное включение ребёнка в процесс

самостоятельного построения им нового знания.
Системно – деятельностный подход

обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Системно – деятельностный

Слайд 8
«Нужно, чтобы

дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом
и

давал для него
материал»
К.Д.Ушинский
«Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим

Слайд 9Японская пословица
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;


а научи меня ловить рыбу — так я буду

сыт до конца жизни»
Японская пословица«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так

Слайд 10Китайская мудрость:

«Я слышу – я забываю,
я вижу – я

запоминаю,
я делаю – я усваиваю».

Китайская мудрость:«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,я делаю – я усваиваю».

Слайд 11

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Процесс обучения – всегда творческий.
Обучение

деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся

под руководством учителя.

Основные характеристики
системно – деятельностного подхода

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.Процесс обучения – всегда творческий.Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную

Слайд 12Системно – деятельностный подход предполагает:
Воспитание и развитие гражданских качеств
Переход к

стратегии социального проектирования
Ориентацию на результаты образования и воспитания
Приоритет- личностное развитие

учащихся
Учет индивидуальных особенностей
Обеспечение преемственности ступеней образования
Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
Системно – деятельностный подход предполагает:Воспитание и развитие гражданских качествПереход к стратегии социального проектированияОриентацию на результаты образования и

Слайд 13Дидактические принципы
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5)

Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества

Дидактические принципы1) Принцип деятельности2) Принцип непрерывности3) Принцип целостности4) Принцип минимакса5) Принцип психологической комфортности6) Принцип вариативности7) Принцип творчества

Слайд 14 Как же реализовать принципы системно-деятельностного подхода при построении учебных и

внеурочных занятий?
Учителю необходимо организовать учебную деятельность ребенка на каждом

виде занятий.
Организовать учебную деятельность - это значит создать условия, чтобы дети познавали, а педагог или учебник им помогал, а не познавал за них.
Как же реализовать принципы системно-деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий?  Учителю необходимо

Слайд 15Сущность системно-деятельностного подхода
Сущность системно-деятельностного подхода заключается в рассмотрении развития личности

в деятельности и через деятельность. Важно подчеркнуть преобразующий характер деятельности.

Преобразуя предметный мир в деятельности, человек изменяется сам. Что это значит для каждого учителя? Главная его задача не передать знания и не научить, а организовать деятельность, в которой ученик научится и получит знания. Главное, чтобы ученики действовали самостоятельно и с интересом. Форма и структура занятия с детьми изменяется не по формальным признакам, а по существу.
Сущность системно-деятельностного подходаСущность системно-деятельностного подхода заключается в рассмотрении развития личности в деятельности и через деятельность. Важно подчеркнуть

Слайд 16Системно-деятельностный подход
Каждое занятие должно заканчиваться организацией рефлексии

в действенной форме, когда каждый ученик отследит свое продвижение, свой

субъективный опыт. И не только, что я усвоил, а какими действиями я овладел, что у меня хорошо получается, а что мне трудно, что мне понравилось, а с чем я не согласен. Должно быть организовано три типа рефлексивных действий (на личность, на деятельность и на мыслительный акт). Это обеспечит школьнику развитие субъектности и возможность освоить универсальные учебные действия.
Системно-деятельностный подход   Каждое занятие должно заканчиваться организацией рефлексии в действенной форме, когда каждый ученик отследит

Слайд 17Функции педагога
Традиционная классификация:
- источник знаний
образец
плановик
контролер
судья
Системно-деятельностая классификация:
организатор
дирижер
участник
помощник
стимулятор
товарищ










Функции педагога Традиционная классификация:- источник знанийобразецплановикконтролерсудьяСистемно-деятельностая классификация:организатордирижер участникпомощникстимулятортоварищ

Слайд 18Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как

учить?

обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?

ценности
образования

Чему учить?

обновление
содержания

Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат

– развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий

формирование универсальных способов действий

Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов

Слайд 19умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём

сознательного и активного присвоения нового социального опыта.



Понятие УУД

умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Понятие

Слайд 20Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Ставить учебные цели.

Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Функции УУД

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. Ставить учебные цели. Искать и использовать  необходимые средства и

Слайд 21Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

Слайд 22ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИИ
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных

способов действий

способность к самоорганизации в решении учебных задач.

прогресс в личностном развитии

ФГОС: каким образом можно получить новый результат?ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИумение решать учебные задачи на основе сформированных

Слайд 23
проектные
Деятельностные технологии в обучении
исследовательские
дискуссионные
педагогика сотрудничества
учебных проблемных ситуаций
проблемного

диалога
обучение смысловому чтению
ИКТ - технологии

проектные Деятельностные технологии в обученииисследовательские дискуссионные педагогика сотрудничестваучебных проблемных ситуацийпроблемного диалогаобучение смысловому чтению ИКТ - технологии

Слайд 24 Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы

учителем

4.Закрепление знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и

формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми


Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками  Проблемно-диалогический урок1.Создание проблемной

Слайд 25

Классификация уроков:
Традиционное обучение:
*комбинированный урок
*урок новых знаний
*урок обобщения и систематизации изученного
*урок

закрепления умений и навыков
*урок проверки знаний
Развивающее обучение:

*урок постановки учебной задачи
*урок

решения учебной задачи
*урок моделирования
*урок решения частных задач
*урок контроля и оценки
Классификация уроков:Традиционное обучение:*комбинированный урок*урок новых знаний*урок обобщения и систематизации изученного*урок закрепления умений и навыков*урок проверки знанийРазвивающее обучение:*урок

Слайд 26Структура урока в  рамках системно- деятельностного подхода
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация

и фиксирование индивидуального затруднения
Построение проекта выхода из затруднения
Первичное закрепление

с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности (итог урока).

Структура урока  в  рамках системно- деятельностного подхода Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Построение

Слайд 27Условия реализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и

внеурочных занятий:
включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеурочную деятельность
интеграция

учебной и внеучебной деятельности
ориентация на зону ближайшего развития
взаимодействие учащихся друг с другом и педагогом
самостоятельная организация учащимися собственной учебной деятельности
Условия реализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий:включение учащихся в активную мотивирующую учебную

Слайд 28Условия реализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и

внеурочных занятий:
ориентация на диалоговое взаимодействие
активная работа с различными источниками информации
использование

активных форм и методов работы
организация рефлексии
создание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД


Условия реализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий: ориентация на диалоговое взаимодействиеактивная работа

Слайд 29Формы организации познавательной деятельности учеников:
игровое экспериментирование
драматизации
проблемно ориентированный диалог
учебная дискуссия
формулирование

вопросов для получения информации
ситуации выбора
анализ жизненного опыта
рефлексивный анализ
рецензирование работ
составление каталогов

и систематизаторов


Формы организации  познавательной деятельности учеников:  игровое экспериментированиедраматизациипроблемно ориентированный диалог учебная дискуссияформулирование вопросов для получения информацииситуации

Слайд 30Формы организации познавательной деятельности учеников
проектирование и моделирование
обсуждение докладов
организация опытов
подготовка

презентаций
разработка алгоритмов
выполнение практических работ
исследование
выполнение проектов

решение проблемных ситуаций

Формы организации познавательной  деятельности учениковпроектирование и моделированиеобсуждение докладоворганизация опытовподготовка презентацийразработка алгоритмоввыполнение практических работисследованиевыполнение проектоврешение проблемных ситуаций

Слайд 31Учитель чётко и точно формулирует задания.
Не

даёт новые знания в готовом виде.
Не повторяет задания два раза.
Не

комментирует ответы и не исправляет их, предлагая это сделать ученикам.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения и меняет по ходу урока задания, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания.

Требования к учителю

Учитель чётко и точно формулирует задания.    Не даёт новые знания в готовом виде.Не повторяет

Слайд 32Основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «развивающей

среды»

Возможные действия педагога:

1.Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
2.Демонстрировать заинтересованность в

успехе учащихся по достижению поставленных целей.
3.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
4.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
5.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
6.Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность
7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
8.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.


Основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе  «развивающей среды» Возможные действия педагога:1.Поощрять за попытки

Слайд 33 10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право

не соглашаться с ним. 11.Доводить до полного понимания учащимися критерии оценки

результатов их работы. 12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. 13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы. 14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. 15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. 16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. 17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними. 18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю». «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. 11.Доводить до полного понимания учащимися критерии оценки результатов их работы. 12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. 13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы. 14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. 15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. 16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. 17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними. 18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю». «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. 11.Доводить до полного понимания учащимися критерии оценки результатов их работы. 12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. 13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы. 14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. 15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. 16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. 17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними. 18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю». «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».


Слайд 34 Уильям Артур Уорд, американский писатель
«Посредственный учитель излагает.
Хороший

учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».

Уильям Артур Уорд, американский писатель «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель

Слайд 35Реализация системно-деятельностного подхода как основа перехода начальной школы на ФГОС

Спасибо

за внимание!

Реализация системно-деятельностного подхода как основа перехода начальной школы на ФГОССпасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика