Слайд 1Тема: Сенсорное развитие детей в разных видах деятельности
Объект исследования:
Процесс сенсорного
развития детей раннего возраста.
Предмет исследования:
Дидактические и развивающие игры и упражнения
на развитие сенсорного восприятия в разных видах деятельности.
Цель исследования:
Развивать сенсорное восприятие детей раннего возраста через разные виды детской деятельности .
Слайд 2Развивающая среда:
Пополнена играми собственного изготовления:
« Волшебный мешочек», «Неваляшки», «Найди
палочку», «Подбери к ниточке шарик». Коврики: пуговичные,
кнопочные, с шнуровкой .
Приобретены
настольные дид.развив.игры:
«Гномики и домики», «Квадратик и кружок», «Большой-маленький».
Внесены развивающие, игровые элементы:
«Жук», Панно с липучками.
Слайд 3Гипотеза исследования:
В процессе сенсорного развития у детей раннего возраста:
- упорядочиваются
хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- появляется
возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- происходит усвоение сенсорных эталонов.
закладываются основы для развития воображения и внимания;
- осуществляется положительное влияние на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
- обогащается словарный запас ребенка.
происходит позитивное влияние на эстетическое чувство.
Слайд 4Этапы сенсорного воспитания
І этап. Использование приема наложения предметов друг на
друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей
обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по-другому. Они обхватывают их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки.
Слайд 5ІІ этап.
Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация
движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы
мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать предметом на другой предмет. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.
Слайд 6ІІІ этап.
Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов
по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с
воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно часть матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со стержня. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.
Слайд 7IV этап.
Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста
на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они
настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер экспериментирования. Воспитатели, работающие в группах раннего возраста, продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия.
Слайд 8V этап.
Использование в работе с малышами орудийных действий. Действия с
кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят
показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить.
Действия с предметами-орудиями переносятся в другие виды деятельности.
Слайд 9Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования
восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов
и явлений начинается познание окружающего мира.
Слайд 10Познавательно-исследовательская
деятельность
Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны,
грецкие орехи, камешки, крупы....):
«Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек».
Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...), игры с песком, глиной.
Слайд 11Продуктивная деятельность
Игровая деятельность
Двигательная деятельность
Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами,
колясками...)
Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования
Подвижные игры, имитационные упражнения, игры
с мячами
Босохождение по «Дорожкам здоровья»...
Слайд 12Музыкально-
художественная
деятельность
Игры на развитие фонематического слуха.
Игры с различными музыкальными
инструментами (бубен, барабан,
погремушка,
трещотка, дудка, металлофон, колокольчики).
Игры с самодельными звучащими предметами.
Народная игрушка( свистулька,
неваляшка).
Слайд 13Вывод:
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное
воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой
познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.