Слайд 1Экономика энергетики
МОДЕЛЬ 4 –
КОНКУРЕНЦИЯ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ
Слайд 2ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ
Модель 4 предполагает конкуренцию на розничном рынке, или прямой
доступ; она схематически представлена на Рисунке .
В Модели 4
все потребители имеют доступ к конкурирующим производителям электричества либо напрямую, либо через розничного торговца по своему выбору.
Модель 4 отличается от Модели 3 тем, что она предполагает выбор для всех потребителей, а не только для компаний-дистрибьюторов, которые имеют монополию на своих конечных потребителей.
Основной вариант Модели 4 предполагает полное отделение, как производства, так и розничной торговли от деятельности по транспортировке электричества как на уровне передачи, так и на уровне распределения.
Монополии на розничную торговлю не существует, и конкурирующие розничные торговцы могут выполнять те же функции, которые им присущи на других рынках. Линии для распределения электричества предусматривают открытый доступ или общую передачу точно также, как линии электропередач в Модели 3.
Слайд 4 Такая структура также предполагает свободный вход и выход с рынков
производства электричества. Это означает, что отпадает необходимость в регулировании "потребности
в новых электростанциях" и в эксплуатации электростанции, которая стала неэкономичной. Розничные торговцы также имеют свободный вход на рынок.
Розничная торговля является новой функцией Модели 4. Это - коммерческая функция, которая не требует собственности на линии распределения электричества, несмотря на то, что во многих случаях владелец линий электропередач также конкурирует в качестве розничного торговца.
Слайд 5ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
В дополнение к предыдущим моделям Модель 4 требует установления
расценок за использование как высоковольтных, так и низковольтных линий электропередач.
Эти цены, конечно же, должны обеспечивать соответствующие экономические стимулы в отношении места расположения и диспетчеризации электростанций. Они также должны обеспечивать достаточные доходы для владельцев линий электропередач.
Слайд 6 В Модели 4 основной проблемой становятся замеры. Замеры в соответствии
со временем использования уже не являются просто целесообразным способом поощрения
эффективного использования электроэнергии; это становится коммерческой необходимостью. Каждый клиент нуждается в осуществлении замеров каждые полчаса; для выставления счетов соответствующим потребителям и осуществления надлежащих расчетов по счетам необходимо знать, сколько электричества использовали потребители каждого конкурирующего розничного торговца в течение каждого расчетного периода.
Слайд 7ВЛИЯНИЕ НА СТРУКТУРУ КОМПАНИЙ
Объединение производителей и продавцов.
В Модели 3
возникал конфликт между функциями производителя и дистрибьютора вследствие потенциальных операций
в собственных интересах. Однако, в Модели 4 проблема операций в собственных интересах более не существует.
Если розничный торговец покупает у своего собственного производителя в Модели 3, то розничного торговца трудно убедить сократить затраты до минимума, поскольку их можно взыскать с потребителей, находящихся в монопольной зависимости.
В Модели 4 потребители могут выбирать других производителей, поэтому операции в собственных интересах больше не представляют собой проблему.
Слайд 8 Распределение и розничная торговля
Нужно ли отделять распределение от продажи?
Еще одним
вариантом является интеграция распределения и розничной торговли.
Основной вариант модели
предполагает, что линии для распределения электричества эксплуатируются отдельно от розничной продажи. Розничный торговец может заключить соглашение с компанией-дистрибьютором о выставлении потребителям в определенном регионе счетов на полную стоимость, включая оплату за передачу электричества, распределение и саму продукцию. В другом случае клиенту могут присылаться отдельные счета за передачу и производство.
Слайд 9 Передача и распределение электричества
Не существует явной причины, ведущей к конфликту
или операциям в собственных интересах и исключающей возможность заниматься распределением
и передачей электричества в рамках одной и той же компании. Это - схожие виды деятельности, требующие различного уровня напряжения, и все функции в отношении линий передач, вероятно, сохраняют монополию. Представляют ли они возможности для экономии за счет масштабов при условии их совместного управления, зависит частично от институциональной истории систем, например, оттого, эксплуатировались ли системы совместно в прошлом и от загруженности низковольтных систем. В большинстве случаев распределение электроэнергии осуществляется отдельно от передачи.
Слайд 10ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Зачем утруждать себя всеми проблемами, возникающими при введении
прямого доступа и конкуренции на розничном рынке? Стоимость сделок и
ведения переговоров по всем необходимым контрактам является немалой. Кроме того, многие монопольные компании зарекомендовали себя в качестве надежных поставщиков услуг по низким ценам. Каким образом конкуренция еще больше повышает эффективность?
Слайд 11 Повсеместное распространение технического прогресса в сочетании с бременем социальных обязательств,
которое несут на себе коммунальные компании, приводит к тому, что
новые участники рынка зачастую могут предложить более низкие цены, чем существующая служба.
Но в тоже время, появление новых участников на рынке не всегда является эффективным. Многие системы, характеризующиеся высокими ценами, имеют избыточные мощности и низкие предельные затраты, поэтому появление новых участников будет неэффективным. Наиболее дешевый способ повысить производительность заключается в более интенсивной эксплуатации существующих электростанции.
Некоторое давление в сторону конкуренции исходит от потребителей, которые (что очевидно) стремятся к более низким ценам, даже если это означает уклонение от выполнения ими обязательств по оплате невозвратных издержек их коммунальной компании.
Слайд 12 Коммунальные компании отвечают усложнением доступа к линиями электропередач настолько, насколько
это возможно. Регулирование становится более искаженным, потому что оно пытается
восстановить справедливость размещения невозвратных издержек в условиях давления со стороны подавляемой конкуренции.
Если новые участники рынка не могут пройти сквозь лабиринт регулирования, они найдут физические способы обойти систему, даже если затраты будут превосходить предельные затраты производителей, которых они стремятся вытеснить.
Существуют примеры производства электричества на местах, физического обхода путем новых физических подсоединений, излишних линий электропередач, сооружаемых для удовлетворения доступа, разработанного по неудовлетворительным критериям, и т.д.
Слайд 13 В Модели 4 возникает дополнительное давление в направлении усиления
конкуренции со стороны потребителей. Множество потребителей образуют гораздо более конкурентоспособный
рынок, чем несколько потребителей - они будут искать новых поставщиков .
Розничный торговец в Модели 3, имеющий монополию на потребителей, не имеет тех же стимулов покупать по минимальной стоимости. Более того, если потребители имеют возможность реагировать на цену в реальном времени, они внесут коррективы в потребление. Например, цена в британском пуле электроэнергии и мощностей изменяется в течение одного дня между часом-пик и не часом-пик в соотношении, достигающем 28:1.
В Великобритании потребителям не пришлось платить за самую существенную экономию: планы на четыре новых атомных электростанции и три новых угольных электростанции были остановлены, когда было объявлено о переходе к конкуренции.
Слайд 14ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
В этой модели социальных обязательств по снабжению
электроэнергией не существует, поскольку в ней отсутствуют монопольные права. Социальные
программы, связанные с производством электричества, могут осуществляться исключительно с помощью специальных механизмов субсидирования или налога с общего объема продаж.
Слайд 15Замороженные затраты
В Модели 4 проблема "неокупленных" активов, если она существует,
становится гораздо более острой .
В Великобритании, где отрасль производства электроэнергии
была приватизирована, электростанция, балансовая стоимость которой составляет 25 миллиардов фунтов стерлингов, была продана по стоимости в 5 миллиардов фунтов стерлингов.
Слайд 16 С приходом конкуренции изменяются доходы практически каждой электростанции и компании
в отрасли. Даже если излишние мощности отсутствуют, рыночная цена покрывает
только затраты новых участников рынка: для существующих электростанций нет гарантии цены, обеспечивающей прибыль (возмещающей невозвратные затраты). Доход одних электростанций будет намного ниже, чем затраты, отраженные в бухгалтерской отчетности; доход же других электростанций будет намного выше, чем затраты, отраженные в их бухгалтерской отчетности.
Отражение стоимости имущества.
Рынок мощности.