Слайд 1Лекции по дисциплине
«Информационные системы предприятий»
Подготовил доцент В.Н. Египко
Санкт-Петербург
2012
Санкт-Петербургский торгово-экономический институт
Кафедра
информационных систем
и информационных технологий
© В.Н. Египко
Версия от 12.02.2012
http://egipko.narod.ru
Слайд 2Тема лекции:
«Информационная система предприятия»
Слайд 3Две части системы управления предприятием
Слайд 4Уровни управления на предприятии
Слайд 5Виды обеспечений информационной
системы предприятия (подсистемы)
аппаратное;
программное;
информационное;
математическое;
лингвистическое;
методическое;
эргономическое;
организиционно-правовое;
кадровое.
Слайд 6Информационное обеспечение
информационной системы предприятия
Единая система классификации и кодирования информации.
Унифицированная
система документов.
Схема информационных потоков.
Методология построения баз данных.
Слайд 7Системы классификации информации
Классификация – упорядочение множества объектов в соответствии с
установленными признаками.
Система классификации – совокупность правил распределения объектов множества на
подмножества на основании квалификационных признаков.
Известны такие системы квалификации: иерархическая и фасетная.
Слайд 8Иерархическая система классификации
При иерархической системе квалификации множество объектов делятся на
классы 1-го уровня, класс - на подклассы 2-го уровня, подкласс
– на группы 3-го уровня и т.д.
Достоинства иерархической системы квалификации: простота и логичность построения, возможность использования неограниченного количества признаков.
Недостатки иерархической системы квалификации: жесткая структура, невозможность группировки по вновь вводимым признакам.
Слайд 9Иерархическая система классификации
Пример иерархической системы квалификации –
план счетов бухгалтерского учёта.
План счетов разбивается
на разделы (внеоборотные активы, производственные запасы…).
Раздел (внеоборотные активы) разбивается на счета (основные средства, амортизация основных средств…).
Счёт (основные средства) разбивается на субсчета (собственные основные средства и арендованные основные средства).
Слайд 10Фасетная система классификации
Фасетная система позволяет разделить множество объектов одновременно по
нескольким независимым признакам - фасетам.
Фасет – совокупность однородных значений классификационного
признака, которые могут располагаться в произвольном порядке.
Достоинства фасетной системы квалификации: высокая степень гибкости системы, использование большого числа признаков квалификации и их значений, простота модификации системы без изменения её структуры.
Недостатки фасетной системы: сложность структуры построения и низкая степень заполненности системы.
Слайд 11Фасетная система классификации
Пример фасет:
Фасет 1 - наименование отчётности: общеэкономическая,
налоговая.
Фасет 2 -
тип отчётности: квартальная, годовая.
Фасет 3 - форма отчётности: баланс,
отчёт о финансовых результатах,
налоговая декларация…
Виды классификации отчётности:
Класс 1 = (общеэкономическая, квартальная, баланс)
Класс 2 = (налоговая, годовая, налоговая декларация)
Слайд 13Штриховые системы кодирования:
UPC (Universal Product Code) – универсальный товарный код,
разработанный и применяемый в США;
EAN (European Article Numbering) –товарный код
«европейский артикул», созданный в ЕС на базе UPC (в России применяется версия EAN-13).
Примечание: Существует более 50 систем штрихового кодирования.
Слайд 14Штриховая система кодирования EAN-13
EAN-13 – 13-разрядный штриховой код, как пример
последовательной системы
кодирования:
ХХХ ХХХХ ХХХХХ Х
где слева-направо:
3 цифры 1-3 – код страны (для России, СНГ – 460-469);
4 цифры 4-7 – код предприятия-изготовителя;
5 цифр 8-12 – код продукта (товара);
13-я цифра – для контроля считывания сканером.
Слайд 15Программное обеспечение информационной
системы предприятия
Системные программы.
Офисные приложения.
Партнерские.
Бизнес-планирования.
Подготовки и сопровождения проектов.
Бизнес-анализа.
Маркетинга.
Учёта товаров
на складе.
Бухгалтерского учёта.
Расчёта зарплаты.
Учёта персонала.
Интегрированные системы (КИС -корпоративные информационные системы,
англ. ERP).
Слайд 16Программное обеспечение информационной
системы предприятия [2]
Слайд 17Типовой состав отделов предприятия
Слайд 18Основные функции отдела маркетинга
Исследование рынка.
Анализ и установление цен.
Прогнозирование и управление
продажами.
Учёт заказов.
Рекомендации по производству новой продукции.
Слайд 19Основные функции производства
Планирование объёма работ, разработка
календарных планов.
Оперативный контроль и управление
производством.
Анализ работы оборудования.
Участие в формировании портфеля заказов.
Управление запасами.
Слайд 20Основные функции финансового отдела
Управление портфелем заказов.
Управление кредитной политикой.
Финансовое планирование, анализ
и прогнозирование.
Контроль бюджета.
Бухгалтерский учёт и расчёт зарплаты.
Слайд 21Основные функции отдела кадров
Ведение архивных записей о персонале.
Анализ и прогнозирование
потребности в трудовых ресурсах.
Анализ и планирование подготовки и переподготовка
персонала.
Слайд 22Основные функции отдела руководства
Контроль за деятельностью фирмы.
Выявление оперативных проблем.
Анализ управленческих
и стратегических ситуаций.
Обеспечение процесса выработки стратегических решений.
Слайд 23Основные функции юриста
Правовое обеспечение этапов создания предприятия (договорные отношения заказчика
и разработчика, регулирование отклонений от договора и пр.).
Правовое обеспечение этапов
функционирования предприятия (юридический статус, права, обязанности и ответственность персонала и пр.).
Слайд 24Тема лекции:
«Создание информационной системы предприятия»
Слайд 25Требования, предъявляемые к создаваемой
информационной системе предприятия
Соответствие целям и задачам
автоматизации деловых процессов предприятия.
Обеспечение полноты, достоверности и актуальности экономической
информации в системе и как следствие оперативность и обоснованность управленческих решений, принимаемых менеджерами предприятия.
Простота и комфортность эксплуатации системы работниками предприятия.
Защита информации от несанкционированного копирования, изменения, уничтожения и блокировки.
Слайд 26Требования, предъявляемые к создаваемой
информационной системе предприятия
Гарантия создания системы с
заданными параметрами в планируемые сроки и в рамках выделенного бюджета.
Системный
подход, предусматривающий создание интегрированной системы, которая объединяет свои составные части с учетом их взаимной связи. Наличие единой базы данных предприятия, унифицированных форм документов, ответственности и видов работ с ними и т.д.
Открытость системы, позволяющая объединять разнородные аппаратные и программные средства. (Рабочие станции в корпоративной сети могут функционировать на платформе Wintel. А сервер баз данных надежней создавать под управлением
Unix-подобной операционной системы).
Слайд 27Требования, предъявляемые к создаваемой
информационной системе предприятия
Модульность, предполагающая выделение из
системы относительно независимых частей с локальными функциями. Система или подсистема
должна быть построена из отдельных автономных модулей, модификация которых не приводит к нарушению функционирования всей системы, и каждый из которых может внедряться и функционировать отдельно.
Масштабируемость, предусматривающая простое подключение к корпоративной сети дополнительных автоматизированных рабочих мест.
Соответствие принципу новых задач, позволяющему охватывать автоматизацией вновь формулируемые задачи или оптимизировать решение уже реализованных задач.
Соответствие принципу непрерывного развития, предусматривающему возможность переноса системы на новые более совершенные аппаратные и программные средства.
Слайд 28Требования, предъявляемые к создаваемой
информационной системе предприятия
Типизация проектных решений, учитывающая
то, что во всех ИС различных предприятий реализуются достаточно стандартные
(типовые) информационные процессы.
Возможность использования разработанных ранее информационных технологий (компьютеров, телекоммуникаций, программ, баз данных и пр.).
Соответствие принципу «первого руководителя», когда представитель руководства предприятия (не ниже главного специалиста), не являясь специалистом в области ИС, должен обладать необходимым объемом знаний для грамотной постановки задачи, формулировки требований, выбора способа и исполнителя работ по созданию ИС предприятия. Он также должен иметь представление о содержании и трудоемкости всех этапов создания, эксплуатации и развития системы.
Слайд 29Способы создания информационных систем предприятий
Включение в штат предприятия программистов
для разработки уникальной системы, что сопровождается чрезмерными финансовыми затратами, наличием
большого объема ошибок и низким уровнем информационного сервиса ввиду недостаточности опыта программистов предприятия в разработке крупномасштабного программного обеспечения. Очевидно, что в современных условиях такой подход – нецелесообразен.
Заказ на разработку уникальных программ в специализированной фирме, которая имеет опыт в создании больших программных систем. Финансовые затраты и время создания системы при этом уменьшаются, но уникальность разработки неизбежно сопровождается ошибками в программах, часть из которых может выявляться на этапе рабочей эксплуатации системы. Преимуществом же такого способа следует считать учет всех особенностей и традиций делопроизводства конкретного предприятия. Поэтому данный способ предпочтителен для «богатых» фирм, таких как коммерческие банки.
Слайд 30Способы и технологии создания
информационных систем предприятий
Заключение договора с фирмой-«интегратором»
на поставку типовой интегрированной ИС (типа
«1С: Предприятие») с возможностью последующих
ее настроек (конфигурирования), учитывающих требования конкретного предприятия. Такой способ экономически выгоден и надежен, так как приобретаемые программы, являясь разработкой известных авторитетных фирм, уже прошли апробацию и тиражируются в большом количестве экземпляров.
Примером таких систем могут также служить «Галактика», производимая АО «Новый Атлант»
(г. Москва), ориентированная на крупные и средние предприятия, а также «БЭСТ» компании «Интеллект-Сервис» (г. Москва) для небольших предприятий. Из зарубежных систем, используемых в России, одной из лучших считается немецкая «R/3» фирмы «SAP».
Слайд 31Виды моделей жизненного цикла и технологии разработки ИС
Каскадная (последовательностная) модель
жизненного цикла системы
(см. следующий слайд).
Спиральная (итерационная) модель жизненного цикла системы.
RAD
(Rapid Application Development) – «технология быстрой разработки приложений»:
- объектно-ориентированный подход
- визуальное программирование
- событийное программирование.
Слайд 32Каскадная модель жизненного цикла информационной системы
Анализ
Проектирование
Разработка
Тестирование
Сдача
Слайд 33Спиральная модель жизненного цикла информационной системы
Анализ
Формулирование
требований
Проектирование
Разработка
Интеграция
1-я
2-я
3-я
Версии системы
Слайд 34Стандарты по организации жизненного цикла ИС и программного обеспечения
Международный стандарт
ISO/IEC 12207: 1995-08-01, первая редакция которого подготовлена в 1995 г.
объединённым техническим комитетом ISO/IEC JTC1 «Информационные технологии, …проектирование программного обеспечения».
Отечественный комплекс стандарта ГОСТ 34
(ГОСТ 34.601-90, ГОСТ 34.602-89, …), методические указания РД 50-34.698-90.
Методика Oracle CDM (Custom Development Method) по разработке прикладных информационных систем под заказ.
Слайд 35Международный стандарт ISO/IEC 12207 – основные процессы жизненного цикла программного
обеспечения
Процесс приобретения (заказа) , определяющий действия предприятия-покупателя информационной системы.
Процесс поставки,
определяющий действия предприятия-поставщика системы.
Процесс разработки, определяющий действия предприятия-разработчика информационной системы.
Процесс функционирования, определяющий действия предприятия-оператора, которое обслуживает систему в целом.
Процесс сопровождения, определяющий действия персонала предприятия, обеспечивающего сопровождение системы.
Слайд 36Комплекс стандарта ГОСТ 34 – этапы и стадии разработки ИС
Формирование
требований к системе.
Разработка концепции системы.
Разработка и утверждение технического задания на
проект.
Разработка эскизного проекта системы.
Разработка технического проекта системы.
Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования системы.
Разработка технической документации на систему и её частей.
Ввод разработанной системы в действие: подготовка объекта и персонала, комплектация системы, монтажные работы, пуско-наладочные работы, опытная эксплуатация, приёмочные испытания.
Сопровождение системы (гарантийное и постгарантийное).
Слайд 37Этапы жизненного цикла ИС
(вариант из литературы)
Принятие решения о создании ИС
(документ
– ТЭО или бизнес-план).
Предпроектное обследование (ТЗ).
Разработка технического проекта (ТП).
Разработка рабочего
проекта (РП).
Приёмо-сдаточные испытания (Акт).
Опытная эксплуатация.
Приёмо-сдаточные испытания (Акт).
Промышленная эксплуатация.