Слайд 1Курс лекций
История экономической мысли
Заслуженный деятель науки РФ,
доктор экономических наук,
профессор
академик МАН Евразия
Семенкова Татьяна Георгиевна
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Финансовая академия
при Правительстве Российской Федерации»
Для студентов финансово-экономических вузов
Москва
2008
Слайд 2ТЕМА ЛЕКЦИИ 15
Школа
Русский циклизм
Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ
и М.И.
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
Слайд 3Подзаголовок
Становление Истории экономических учений как
самостоятельной науки в РОССИИ
Слайд 4Лекция включает проблемы:
1 ДАНИЛЕВСКИЙ - основатель цивилизационной ТЕОРИИ
2 Туган-Барановский.
Развитие теории экономических ЦИКЛОВ
Слайд 5Вопрос 1
ДАНИЛЕВСКИЙ основатель цивилизационной теории
Слайд 6ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
(1822 -1885) мыслитель, естествоиспытатель экономист, историк, философ
Слайд 7
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич родился в дворянском имении Орловской губернии
Царскосельский
лицей окончил в 1842
В Петербурге учился в университете
Сдал магистерские экзамены
в1849 году
Умер в Тифлисе 7 ноября 1885г.
Слайд 8Данилевский был увлечён взглядами социалистов-утопистов Западной Европы:
Анри Сен-Симон родился в
Париже в 1760г. Создал «Проект новой индустриальной системы»
Шарль Фурье
– теоретик утопического социализма во Франции
Роберт Оуэн создал учение об ассоциации в Англии
Слайд 9В период с 1844 по 1848 г. Данилевский – активный
участник кружка петрашевцев Выступил с докладом о жизни и творчестве
французского социалиста-утописта
Шарля Фурье
Слайд 10Летом 1849г. Данилевский был арестован и заключён в Петропавловской крепости
Затем
был сослан в Вологду.
С 1852 г. служил в Самаре
Слайд 11Первоначально научная деятельность Данилевского посвящена ботанике, изучению рыболовства
Данилевский был
во многих экспедициях:
на Волге, в Ледовитом океане, в Чёрном
Каспийском и Азовском морях
В Крыму был директором Никитского ботанического сада
Слайд 12основное направление исследований Данилевского:
разработка цивилизационной теории
Слайд 13ДАНИЛЕВСКИЙ
исследовал проблемы смены ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Смены
культурно - исторических типов
и
судьбы славянского мира
Слайд 14Данилевский заложил основы концепции
пространственно- временной локализации явлений культуры
Его считают
предтечей теории ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
Слайд 15Главная работа Данилевского «РОССИЯ и ЕВРОПА»
посвящена поиску особого пути развития
России,
исследованию культурно – исторических отношений славянского и германо-романского миров
Слайд 16Он был против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой
Данилевский отрицал наличие
единой общечеловеческой цивилизации
Он обосновывал идею множественности
человеческих культур
и
типов цивилизаций
Слайд 17Заслуга Данилевского - применение принципов естественных наук к экономическим явлениям
В
истории русской мысли
он первый поставил проблему единства природы и
истории
Слайд 18Исследование творчества Данилевского в литературе ХХ века велось в двух
направлениях:
Первое - рассматривало Данилевского как философа истории, ищущего основы эволюции
общества
Второе – исследовало поиск Данилевским особого пути развития России
Слайд 19В основе его концепции культурно-исторических типов лежит этнопсихологический подход
Возникновение
и смену ивилизаций
он рассматривал с позиций психологических
особенностей этнической общности
Слайд 20Данилевский утверждал:
1. материальная культура имеет тенденцию распространяться повсеместно, проникая
во все цивилизации
Слайд 21Данилевский так же утверждал, что
2. нематериальная культура не в
состоянии охватить другие цивилизации, за исключением их отдельных «элементов».
Так
писал о Данилевском Питирим Сорокин
Слайд 22Идея циклизма
Данилевский выделял много цивилизаций, каждая из которых
проходила ряд стадий
(циклов)
Слайд 23Стадии, присущие каждой цивилизации
1. Длительный период формирования – этно -
демографический
2. Короткий – духовная деятельность
3. Период дряхления, когда иссекает творческая
деятельность , наступает апатия
Слайд 24Особенность теории Данилевского:
каждая цивилизация самодостаточна
Цивилизации
самостоятельно существующие
не сравнимы,
у каждой
есть свои особенности
Слайд 25Исследование Данилевским особого пути развития России – имеет три различных
аспекта
Первый аспект - панславизм.
Второй – неизбежность возникновения Всеславянского союза
и богоизбранность славянства.
Третий – анализ противостояния славянского культурно-исторического типа и европейской культуры
Слайд 26Славянский культурный тип самодостаточный
Данилевский
Слайд 27Данилевский с огорчением отмечал чрезмерное увлечение русской интеллигенции «западничеством» и
недооценку особенностей российской национальной
модели экономики
Слайд 28Вопрос 2
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
о будущем обществе
Слайд 29ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
(1865-1919)
Слайд 30ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
Родился в 1865 дворянской семье
Поступил на физмат Харьковского
университета, и исключён
в 1889 удостоен учёной степени кандидата
Слайд 31С будущей женой Лидией Давыдовой, познакомился на Эйфелевой башне в
Париже
Её неожиданную смерть было трудно пережить –
отчаяние, горе безразличие
ко всему, — но всё преодолел и встал на новый жизненный путь
Слайд 32Туган-Барановский
совершил поворот в развитии теории экономических циклов
«Он пробился сквозь
джунгли к новым горизонтам»
Слайд 33Данилевский
рассматривал циклы с позиций теории сбережения – и инвестирования
Слайд 34Данилевский рассматривал циклы с точки зрения теории сбережения – и
инвестирования
Он провёл аналогию с паровой машиной:
накопление ссудного капитала –
роль
пара в цилиндре
Слайд 35Туган-Барановский
вёл научные исследования по вопросам:
Периодичность Циклов
История политической экономии
Пути развития
кооперации
Бумажные деньги. Теория
Будущее общество
Этический социализм
Слайд 36Заслуга Туган-Барановского
он привлёк внимание Запада к экономической МЫСЛИ
РОССИИ
Слайд 37Туган-Барановский ИССЛЕДОВАЛ экономические проблемы, стоявшие перед Россией (денежно-финансовую,
и земельно-аграрную
)
Главным для него был поиск, нравственно безупречного и экономически эффективного
ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
Слайд 38 Этический социализм
Туган-Барановского
Будущее общество – социализм
В основе социализма
лежит ЭТИЧЕСКАЯ идея ВЕРХОВНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Слайд 39СОЦИАЛИЗМ
теории по алфавиту
Анархо-синдикализм
Буддийский коммунизм
Гильдейский с-м
Государственный
Демократический
Истинный
с-м
Исламский с-м
Кооперативный
Корпоративный
Крестьянский с-м
Муниципальный
Народнический
Пролетарский
Религиозный
Синдикализм
Утопический
Фабианство
Христианский
Этический
Слайд 40 Туган-Барановский был ХОРОШО ЗНАКОМ С УЧЕНИЕМ
Карла Маркса
Но
свое исследование вёл
в русле, критического осмысления УЧЕНИЯ МАРКСА.
Он писал: «Моё
отношение к Марксу- не противника и не ученика, а САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследователя»
Слайд 41Туган-Барановский утверждал, что
при капитализме существует антагонизм интересов
Господство над вещами
(средствами производства) даёт возможность ГОСПОДСТВА НАД ЛЮДЬМИ.
Большинство населения служит
средством УВЕЛИЧЕНИЯ БОГАТСТВА для МЕНЬШИНСТВА
Слайд 42Туган-Барановский:
При социализме в социалистическом обществе
ЧЕЛОВЕК станет ВЫСШЕЙ, ГЛАВНОЙ
ЦЕННОСТЬЮ,
а развитие каждой личности – ГЛАВНОЙ общественной ЦЕЛЬЮ
Слайд 43 Туган-Барановский считал, что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
ЛЮДИ и их потребности
БУДУТ РАВНЫ
Общественное устройство будет основано на РАВЕНСТВЕ,
обязательно полное
удовлетворение духовных, физических и материальных человеческих потребностей
Слайд 44Философским и нравственным кредо ученого стала идея верховной ценности человеческой
личности
Слайд 45Роль учения Туган-Барановского об экономических циклах
ОН
СОЗДАЛ ОРИГИНАЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ШКОЛУ ОБОГАТИВШУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ и МИРОВУЮ НАУКУ
END