Слайд 1Методы управления
Менеджмент в управлении
Выполнили:
Ситникова Ю.А.
Слайд 2Методы управления
Способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на
возглавляемый им коллектив.
Слайд 3 Методы управления – законченный акт воздействия на
объект управления
Методы процесса управления – способы выполнения отдельных
операций, процедур, работ, образующих процесс управления.
К методам процесса управления относятся:
• правила определения целей;
• методы разработки и оптимизации управленческих решений;
• методы организационно-практической работы по реализации управленческих решений;
• методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д.
Различают организационные, экономические и социально-психологические методы управления.
Слайд 4Методы управления
Методы прямого воздействия:
(Приказ, стимул)
предполагается непосредственный результат воздействия
Методы
косвенного воздействия
(качество трудовой жизни)
Направлены на создание условий для достижения
высоких результатов
Слайд 5Методы формального воздействия:
Давать указания, разрешения, распоряжения, подписывать приказы, накладывать резолюции,
устанавливать ответственность и требовать выполнения функций.
Методы неформального воздействия:
Воспитательная работа
руководителя, психологическая атмосфера, взаимодействие с подчиненными, поведение в коллективе.
Слайд 6 Классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся
в процессе совместного труда:
Организационные (административные)
Экономические
Социально-психологические
Слайд 7Организационные
методы управления базируются на организационных отношениях между людьми.
Слайд 8 Эти методы управления включают в себя три группы:
Методы организационно-стабилизирующего
воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы.
Это – распределение
функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений.
Организационные
Слайд 9Организационные
Включают:
регламентирование - четкое закрепление
функций и работ; нормирование – установление нормативов выполнения работ, допустимых
границ деятельности;
инструктирование – ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, её разъяснение.
Слайд 102. Методы распорядительного воздействия предназначены на реагирование на неучтенные моменты
организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия
работы.
Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д.
Организационные
Слайд 11Организационные
3. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы,
четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих
отклонений в системе организации.
Слайд 12Административные
Методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий
орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может
приказывать другой стороне – управляемому. В этом случае наблюдается прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчиненно вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.
Этот метод предполагает использование административных механизмов (приказов, распоряжений, указаний), а также нормативных механизмов (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения).
Слайд 13Административные
С экономической точки зрения, он опирается главным образом на использование
материальных механизмов, то есть выплату зарплаты (назначенной), материальные санкции, установленные
сверху.
Достаточно узок и набор социально-психологических способов управления, которые он использует: это, как правило, меры вроде выговора, объявленного в приказе, награждения грамотой по распоряжению руководства, благодарности в приказе, внедрения плана социального развития коллектива и мероприятий по реализации.
Слайд 14Достоинства административного метода:
• он обеспечивает единство воли руководства в
достижении цели;
• не предполагает крупных материальных затрат;
•
в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Недостатки административного метода управления:
• практически полностью подавляются или, по крайней мере, не приветствуются инициатива и творческая работа;
• не используются действенные стимулы труда, а потому могут возникать антистимулы;
• в крупных организациях менеджеры оказываются не заинтересованными в повышении компетентности, формируется бюрократический аппарат управления, требуется громоздкая система контроля.
Административные
Слайд 15Экономические
методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения.
Здесь
выделяются следующие методы:
хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений;
плата за
фонды;
использование фондов развития производства;
Слайд 16Экономические
системы материального стимулирования, распределение прибыли;
ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных
санкций.
Часть из этих методов возможно использовать только в широких масштабах
управления – народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.
Слайд 17Экономический метод непосредственно связывает управление с материальным стимулированием, когда назначается
договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.
В рамках экономического метода
управления отношения между руководителем и подчиненным договорные, причем они носят ярко выраженный товарно-денежный характер ("как работаешь, так и получаешь").
Руководитель и подчиненный имеют достаточно свободы, необходимой для реализации их интересов в договорном процессе.
Экономические
Слайд 18Достоинства этого метода состоят в том, что:
стимулируется, проявление
инициативы,
реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Метод
также имеет недостатки, которые сводятся в основном к тому, что остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, а это снижает мотивацию.
Экономические
Слайд 19Социально – психологические методы управления
Предназначены для воздействия на
социально – психологические отношения между людьми.
Слайд 20Социально – психологические методы управления
Социально-психологический метод управления опирается на договорные
механизмы: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
При использовании
социально-психологических методов управленческие отношения между руководителем и подчиненным также договорные, но без специфической материальной, товарно-денежной основы.
Слайд 21Социально – психологические методы управления включают:
1. Социальное планирование и социальную
поддержку;
2. Развитие потенциала коллектива, групп и работников;
3. Формирование и поддержание
благоприятной социально – психологической атмосферы в организации;
4. Формирование команд;
Слайд 22Социально – психологические методы управления включают:
5. Соучастие работников в принятии
решений;
6. Формирование привлекательной миссии видения будущего коллектива, группы, организации;
7. Повышение
качества трудовой жизни;
8. Индивидуальный подход к работникам;
9. Создание высокого уровня качества трудовой жизни.
Слайд 23Достоинства метода заключаются в том, что:
• включаются механизмы трудовой
мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
• практически не
требуются материальные затраты.
Недостатки этого метода состоят в том, что:
• достаточно трудно прогнозировать результаты;
• не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей.
Социально – психологические методы управления
Слайд 24Литература
Армстронг М. «Основы менеджмента». М., 1998
Файоль А., Эмереон Г., Тейлор
Ф., Форд Г. «Управление – это наука и искусство»: Пер.
с англ. М., 1992
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». М., 1992