Слайд 1Опыт Санкт-Петербурга в реализации инвестиционных проектов
в форме государственно-частного партнерства
Слайд 2
Public – Private Partnership (PPP)
ГЧП – объединение материальных и
нематериальных ресурсов общества (государства и/или местного самоуправления) и частного сектора
на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, создание инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Слайд 3ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г.
№115-ФЗ
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных
ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 01.03.2008 г. №134
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации и паспортов инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 30.11.2006 N 1708-р
Конституция РФ, бюджетный, градостроительный, гражданский, земельный, водный, лесной кодексы РФ, законодательство РФ о недрах, федеральные законы об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.
Технические нормативы и регламенты в отношении проектирования, строительства и эксплуатации объектов концессионного соглашения
Типовые концессионные соглашения в отношении объектов концессионных соглашений, утвержденные постановлениями Правительства РФ
Слайд 4ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Концессионные соглашения – это одна из форм ГЧП.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет
создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концедент – Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование
Концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица
Слайд 5ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Объектом концессионного соглашения является:
- недвижимое имущество в сфере
транспорта (трубопроводного, автомобильного, железнодорожного, речного, морского, воздушного, метрополитена и другого
транспорта общего пользования);
- гидротехнические сооружения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства,
- объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения
Слайд 6НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 N 627-100 «Об участии
Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (с изменениями на 10 апреля 2008
г.)
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.4.2008 N 392 «О форме участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 N 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге»
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 N 347 «О мерах по реализации государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге»
Слайд 7НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Целями участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах являются:
реализация социально
значимых проектов в Санкт-Петербурге,
привлечение частных инвестиций в экономику города,
обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга,
повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Под государственно-частным партнерством согласно ст. 4. Закона понимается взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц, в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.
Слайд 8НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Формы участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах определены ст.
5 Закона и различаются в зависимости от:
- объекта соглашения (земельные
участки, движимое и недвижимое имущество, исключительные права принадлежащие Санкт-Петербургу),
- целей соглашения (создание, реконструкция, эксплуатация объекта соглашения, предоставление услуг потребителям),
- прав собственности на объект соглашения (объект остается в собственности Санкт-Петербурга, объект передается в собственность Санкт-Петербурга по истечении установленного соглашением срока, объект остается в собственности партнера).
Слайд 9НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Формы участия Санкт-Петербурга в ГЧП
Слайд 10НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Объектами государственно-частного партнерства в соответствии со ст. 6
Закона могут выступать:
1) объекты транспортной инфраструктуры и транспорта;
2) системы
коммунального хозяйства;
3) объекты энергоснабжения;
4) объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
5) объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
6) объекты образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;
7) объекты, используемые для осуществления туризма, рекреации и спорта.
Слайд 11НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 N 347 «О
мерах по реализации государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге» утверждены:
- Положение о
содержании конкурсной документации для проведения конкурса.
- Порядок формирования конкурсной комиссии по проведению конкурса.
- Порядок опубликования сообщения о проведении и результатах конкурса.
- Порядок подачи и приема заявок на участие в конкурсе.
- Порядок проведения предварительного отбора участников конкурса.
- Порядок оценки конкурсных предложений для участия в конкурсе.
Слайд 12НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 N 346 «О
мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге» утверждено Положение о
порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и рассмотрении документов, необходимых для осуществления отбора проектов в целях их реализации путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах.
Этапы подготовки и рассмотрения документов, необходимых для осуществления отбора проектов в целях их реализации путем участия Санкт-Петербурга в ГЧП:
1-й этап - разработка концепции проекта;
2-й этап - оценка концепции проекта;
3-й этап - разработка ТЭО;
4-й этап - экспертиза материалов, необходимая для определения наличия оснований для реализации проекта путем участия Санкт-Петербурга в ГЧП
Слайд 13НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Этапы подготовки и рассмотрения документов, необходимых для осуществления
отбора проектов в целях их реализации путем участия Санкт-Петербурга в
ГЧП
Слайд 14ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ГЧП В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Проекты развития транспортной инфраструктуры*:
- строительство платной
автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»;
- строительство Орловского тоннеля под рекой
Невой;
- новый вид пассажирского транспорта «Надземный экспресс»;
- развитие аэропорта «Пулково»;
- морской пассажирский терминал
Проект промышленного производства * – строительство Юго-Западной ТЭЦ
* По информации Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (Адрес в Интернет: http://www.st-petersburg.ru/investments/projects)
Слайд 15
«ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР» www.whsd.ru
Сроки проекта: 2004-2014 гг.
Бюджет проекта: 212,725
млрд. руб.
Форма реализации: ГЧП в форме концессии
Срок действия
Концессионного соглашения: 30 лет с даты заключения
Описание проекта: Скоростная автомагистраль позволит вместе с КАД замкнуть вокруг Санкт-Петербурга первое транспортное кольцо
Общая протяженность трассы: 46,6 км
Количество транспортных развязок: 14
Пропускная способность: до 128 000
автомобилей в сутки
Слайд 16
«ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР»
Статус проекта:
30 октября 2008 г. открыт
первый (южный) участок Западного скоростного диаметра. Финансируется строительство второй очереди
трассы за счет бюджета Санкт-Петербурга.
Планируется объявление конкурс на строительство пятой (центральной) очереди ЗСД.
До середины 2011 буду закончены 2 и 3 очереди ЗСД.
Срок окончания строительства перенесен с 2013 на 2014 г.
Ход реализации:
1 ноября 2006 г. принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1344 «О заключении концессионного соглашения в отношении автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" в Санкт-Петербурге»
Ноябрь 2006 г. объявлен Конкурс на право заключения Концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги ЗСД.
16 марта 2007 г. подведены итоги предварительного отбора участников конкурса. Предварительный отбор прошли 4 международных консорциума
Апрель 2008 г. полномочия Концедента переданы Правительству Санкт-Петербурга
6 июня 2008 г. на конкурс представлено единственное конкурсное предложение от ООО «ЗСД «Невский меридиан»
10 июня 2008 г. представленное конкурсное предложение признано соответствующим критерию, установленному в Конкурсной документации. Участнику конкурса предложено заключить Концессионное соглашение
11 марта 2009 г. Правительство Санкт-Петербурга приняло решение признать нецелесообразным заключение концессионного соглашения
31 марта 2009 г. Правительством Санкт-Петербурга принято постановление о бюджетных инвестициях в строительство 2-й очереди Западного скоростного диаметра
14 апреля 2009 г. Принято Постановление Правительства РФ о предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету г. Санкт-Петербурга на софинансирование строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
21 августа 2009 г. Объявлены победители строительства участков ЗСД. От Благодатной ул. до пр. Стачек победил «Пилон». От пр. Стачек до ул. Калинина будет строить ГСК
7 мая 2010 г. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга подвел итоги конкурса на строительство третьей очереди ЗСД - от Богатырского проспекта до Белоострова. Победителем стало ОАО «Мостоотряд № 19», предложившее построить этот участок за 14,1 млрд рублей (начальная стоимость 19,3 млрд руб.)
Слайд 17
«СТРОИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОГО ТОННЕЛЯ ПОД РЕКОЙ НЕВОЙ»
Сроки проекта: 2005 -
2015 гг.
Бюджет проекта: 47,741 млрд. руб.
Форма реализации: ГЧП в
форме концессии
Срок действия Концессионного соглашения: 30 лет с даты заключения
Описание проекта: Круглосуточная автодорожная связь центра и северо-востока города, которая продлит время разводки мостов и увеличит международные перевозки по трассе Волго-Балтийского водного пути. Эксплуатация тоннеля будет осуществляться на платной основе.
Общая протяженность тоннеля: 1 километр.
Количество полос движения: 6.
Пропускная способность: 60 000 автомобилей в сутки
Расположение проекта: Центр города. Между Литейным и Большеохтинским мостами.
Слайд 18
«СТРОИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОГО ТОННЕЛЯ ПОД РЕКОЙ НЕВОЙ»
Статус проекта: победитель ООО
«Невская концессионная компания» с участием Vinci
Готовность финансировать проект подтвердили ВЭБ,
Сбербанк и ЕБРР. Сбербанк готов выделить на проект 12 млрд рублей. Сметная стоимость строительства составляет 44,7 млрд рублей и равными долями (по 33%) ложится на инвестора, городской бюджет и Инвестфонд РФ. Средства, выделенные банками будут предоставляться в качестве кредита инвестору проекта - ООО "Невская концессионная компания".
Сбербанк в течение 10 лет инвестирует в экономику Петербурга 291 млрд рублей.
Ход реализации:
3 сентября 2007 г. принято постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1090 «О заключении концессионного соглашения в отношении Орловского тоннеля под р.Невой в Санкт-Петербурге»
21 декабря 2007 г. предквалификационный отбор в конкурсе на право заключения концессионного соглашения прошли 4 участника
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 409-р от 28 марта 2008 г. права и полномочия Концедента переданы Правительству Санкт-Петербурга
22 мая 2009 г. внесены изменения в Конкурсную документацию - Конкурсные предложения на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля принимаются не до 3 июня 2009 г., а до 18 февраля 2010 г. Определение победителя конкурса стоится не 3 июля 2009 г., а 2 апреля 2010 г.
03 февраля 2010 Конкурсная комиссия по проведению открытого Конкурса на право заключения Концессионного соглашения в отношении ОТ уведомила участников Конкурса о трехмесячных ставках МосПрайм и курсе Евро/рубль
Слайд 19
Сроки проекта: 2007 - 2014 гг.
Бюджет проекта: 34 млрд. руб.
Форма реализации: ГЧП
Срок действия Концессионного соглашения: 30 лет с
даты заключения
Новый вид пассажирского транспорта«НАДЗЕМНЫЙ ЭКСПРЕСС»
Описание проекта:
Новый вид пассажирского транспорта, который позволит улучшить качество обслуживания общественным транспортом южной части города, разгрузит улично-дорожную сеть, повысит комфорт и скорость передвижения пассажиров. Соединит 6 административных районов
Общая протяженность трассы: 29,9 км, из них 22 км по эстакаде.
Количество остановочных пунктов: 16
Средняя скорость движения с учетом остановок: 35 км/ч.
Слайд 20
Статус проекта:
Конкурсные предложения на право заключения соглашения о
создании и последующей эксплуатации линии нового вида пассажирского транспорта "Наземный
экспресс" принимаются до 15 сентября 2010 г.
Ход реализации:
25 декабря 2007 г. принято постановление Правительства Санкт-Петербурга «О заключении соглашения о создании и последующей эксплуатации линии нового вида пассажирского транспорта "Надземный экспресс«
7-8 февраля 2008 г. в Лондоне, в помещении Европейского Банка Реконструкции и Развития прошла презентация проекта строительства легкорельсовой транспортной линии «Надземный экспресс» в Санкт-Петербурге.
24 апреля 2008 г. на предварительный отбор конкурса поступило шесть заявок.
5 мая 2008 г. признаны прошедшими предварительный отбор 5 участников.
23 апреля 2009 г. внесены изменения в Конкурсную документацию - Конкурсные предложения на право заключения концессионного соглашения принимаются не до 25 мая 2009 г., а до 16 ноября 2009 г. Определение победителя конкурса стоится не 20 июля 2009 г., а 29 декабря 2009 г.
Новый вид пассажирского транспорта«НАДЗЕМНЫЙ ЭКСПРЕСС»
14 октября 2009 г. внесены изменения в Конкурсную документацию - Конкурсные предложения на право заключения концессионного соглашения принимаются не до 16 ноября 2009 г., а до 15 сентября 2010 г.
15 марта 2010 г. объявлен открытый конкурс на право заключения Государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по разработке проектной документации объекта «Линия легкорельсового транспорта, соединяющая центр города с аэропортом «Пулково» для государственных нужд Санкт-Петербурга
Слайд 21
«РАЗВИТИЕ АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»
Победитель конкурса получит аэропорт в управление на
30 лет.
Описание проекта: Строительство централизованного пассажирского терминала, на основе
реконструкции существующего аэровокзала, второй взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, а также строительства нового здания на участке, прилегающем к существующему «Пулково-1». Развитие коммерческой инфраструктуры, включающей гостиницы, бизнес-центр, офисные здания, коммерческие зоны, автомобильные парковки.
Сроки проекта: 2008-2014 гг.
(строительство нового терминала)
Бюджет проекта: 28 млрд. руб.
Форма реализации: ГЧП
Со стороны государства - СПб в лице Комитета по транспортно-транзитной политике и ОАО «Аэропорт «Пулково»
Слайд 22
Статус проекта:
25 июня 2009 г. - объявление победителя
Конкурса на право заключения соглашения о создании, реконструкции эксплуатации на
основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково».
2 ноября 2009 г. - заключение трехстороннего соглашения о государственно-частном партнерстве с консорциумом «Воздушные Ворота Северной Столицы»
Ход реализации:
21 апреля 2008г. Правительством Петербурга совместно с ОАО «Аэропорт «Пулково» объявлен конкурс. Первоначально интерес к участию в нем проявили более 100 компаний.
11 августа 2008 г. предквалификационный отбор прошли 7 участников
21 мая 2009 г. состоялось заседание Конкурсной комиссии. На заседании были вскрыты конверты с Технической и Юридической частью конкурсных предложений трех консорциумов:
1. ОАО «Петропорт–концессия». Главный оператор – Flughaven Wien AG. Инвестор – ЗАО «Лидер» и ЗАО «Акционерный банк газовой промышленности «Газпромбанк»
2. ООО «Невский аэропорт». Главный оператор – Changi Airports International Pte. Ltd. Инвестор – компания, аффилированная к группе компаний «Базовый элемент»
3. ООО «Воздушные ворота северной столицы». Главный оператор – Fraport AG. Инвестор – VTB Bank Europe PLC.
11 июня 2009 г. на заседании комиссии были вскрыты конверты с финансовыми предложениями участников конкурса.
25 июня 2009 г. - объявление победителя Конкурса.
2 ноября 2009 г. - заключение соглашения о государственно-частном партнерстве.
РАЗВИТИЕ АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»
Слайд 23МОРСКОЙ ПАСАЖИРСКИЙ ТЕРМИНАЛ
Сроки проекта: 2006-2011 гг.
Бюджет проекта: 9,9 млрд.
руб.
Форма реализации: ГЧП
Статус проекта: в 2010 г. начала работу
вторая очередь порта.
В сентябре 2009 года порт признан лучшим транзитным портом в Европе Швартовка первого лайнера состоялась 10 сентября 2008 г.
ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» (Инвестор) -
выпуск облигационного займа
Санкт-Петербург – выкуп обеспеченного облигационного займа Инвестора (2008-2010 гг). Погашение облигационного займа в 2011 г. посредством конвертации в голосующие акции Инвестора.
Описание проекта: создание современного комплекса сооружений международного уровня по приему морских пассажирских судов.
Целевая программа Санкт-Петербурга «Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге» (Закон СПб от 4 октября 2006 г. №464 – 75)
Слайд 24ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ ЛИДЕРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2002: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ РОССИИ
– РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2003: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ РОССИИ – ТЕХНОЛОГИИ
УСПЕХА
2004: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ РОССИИ
НА НОВОМ ВИТКЕ РЕФОРМ
2005: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ РОССИИ:
ИЗМЕРЯЯ РЕЗУЛЬТАТЫ
2006: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ И РЕГИОНАХ РОССИИ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
2007: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ И РЕГИОНАХ РОССИИ: ИНТЕГРИРУЯ МИРОВОЙ ОПЫТ ИННОВАЦИЙ
2008: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ И РЕГИОНАХ РОССИИ: ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2009: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ И РЕГИОНАХ РОССИИ: ПОСТКРИЗИСНЫЙ МИР И НОВЫЙ ЭТАП СТРАТЕГИРОВАНИЯ
2010: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДАХ И РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
Слайд 26LEONTIEF.NET
Leontief.net поддерживает 20 сайтов.