Слайд 1Продовольственные предпочтения россиян
Слайд 2Введение.
Тема моего доклада действительно актуальна поскольку мы живём в век
урбанизации. И даже наш Камень- Рыболов все больше и больше
становится похож на маленький городок. Городской житель всё реже имеет собственное хозяйство и поэтому ему намного сложнее выбрать качественные продукты питания для себя и своей семьи. Впервые услышав о продовольственных проблемах России на уроках экономической географии, я был заинтересован этой темой и решил изучить её более детально, а так же провести собственные исследования.
В ходе работы и изучения материала я выдвинул гипотезу: россияне предпочитают отечественные продукты питания.
Я доказывал эту гипотезу по следующим пунктам:
1.Изучение продовольственных предпочтений россиян.
2.Изучение продовольственной безопасности.
3.Изучение продовольственных предпочтений моих односельчан посредством анкетирования.
Слайд 3Источники информации.
Данные «РосСтата».
Статистические данные Всероссийской премии «Народная марка».
Возможности сети Интернет.
«Доктрина
продовольственной безопасности» президента России Д.А. Медведева.
Телевизионные передачи: «Среда обитания», «Развод
по-русски».
Слайд 4Продовольственные предпочтения россиян.
Большинство наших сограждан отдают предпочтение отечественным продуктам питания,
их же в основном и покупают .
Свой выбор 59% россиян
объясняют прежде всего тем, что отечественные продукты, как правило, «содержат меньше неполезных для здоровья добавок». «Просто хочется своего, родного!»; «Отечественные полезнее!»
Слайд 5Продовольственная безопасность россиян.
Последние годы в России особую остроту приобрела проблема
безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления
на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85% продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы. В 2001 году по сравнению с 2000 годом было отмечено ухудшение качества значительной части как импортных, так и отечественных продуктов питания.
Слайд 6Отношение россиян к продуктам содержащим ГМО.
более половины наших сограждан (59%)
крайне отрицательно относится к использованию в продуктах питания генномодифицированных организмов
(ГМО). Среди женщин таких немного больше, чем среди мужчин (60% и 57% соответственно).
Положительно к применению ГМО в продуктах питания относится всего 4% наших сограждан. Чаще это мужчины, чем женщины.
11% россиян сообщили, что они никак не относятся к вопросу использования генномодифицированных организмов либо не знают, что это такое: «Вред от их применения не доказан, поэтому я панике не поддаюсь»; «Точную оценку может дать только учёный-генетик. А я никак не отношусь».
Слайд 7Знак размещающийся только на продуктах выращенных без применения химикатов.
Слайд 8Знак оценки «Росстест»,главной организации на территории РФ, контролирующей качество продуктов
питания.
Слайд 9Знак соответствия европейским стандартам качества.
Слайд 10Знак подтверждающий натуральность продуктов.
Слайд 11Знак «Народная Марка». Присуждается по результатам общенационального голосования лучшим товарам
в своей категории.
Слайд 12Продовольственная безопасность россиян.
Качество продовольственных товаров, поступивших на продовольственный рынок:
Слайд 13Рафинированные продукты.
Пожалуй, наибольший ущерб здоровью наносит практика очистки или рафинирования
продуктов питания. В ходе этого процесса цельную пищу разделяют на
составные части, тем самым отбрасывая некоторые ее компоненты, богатые питательными веществами. Рафинирование — наиболее угрожающий нам процесс обработки пищи, поскольку все больше и больше людей становятся его жертвами. Доля нашего рациона, приходящаяся на рафинированные продукты, как никогда высока и постоянно возрастает.
Слайд 14Сублимированные продукты.
Постоянная спешка, до отказа перегруженный рабочий день, домашние заботы
– вот так живёт сегодня большинство людей. Времени для себя
часто не остаётся совсем: хорошо, если хватает сил, придя домой, принять душ – думать об уходе за собой уже нет сил. А ведь женщинам ещё нужно приготовить ужин и накормить своих домашних, и для многих это просто физически невыносимо: ведь от усталости валишься на ходу, а завтра снова на работу.И вот тут на помощь приходят производители продуктов, которые «заботятся» о нас, и предлагают блюда, которые не надо готовить – просто добавить воды. То есть залить кипяточком супчик или кашку быстрого приготовления, и через 5 минут можно есть – и даже посуду потом мыть не надо. Когда эти продукты только появились, многие люди были просто в восторге: ещё бы, это так быстро, легко и удобно – цивилизация!
Слайд 15Глутамат натрия.
Глутаминат натрия (C5H8NaO4)- (лат. Natrii glutamas, англ. Monosodium glutamate, мононатриевая соль
глутаминовой кислоты, мононатриевая соль глутаминовой кислоты) — пищевая добавка, мононатриевая соль
глутаминовой кислоты) — пищевая добавка, предназначенная для усиления вкусовых ощущений, мононатриевая соль глутаминовой кислоты) — пищевая добавка, предназначенная для усиления вкусовых ощущений за счёт увеличения чувствительности рецепторов языка. (Точнее, он вызывает усиление чувствительности всех рецепторов организма, так как воздействует на нейромедиаторы, увеличивая проводимость нервных каналов и тем самым увеличивая силу импульса. Представляет собой белый кристаллический порошок, мононатриевая соль глутаминовой кислоты) — пищевая добавка, предназначенная для усиления вкусовых ощущений за счёт увеличения чувствительности рецепторов языка. (Точнее, он вызывает усиление чувствительности всех рецепторов организма, так как воздействует на нейромедиаторы, увеличивая проводимость нервных каналов и тем самым увеличивая силу импульса. Представляет собой белый кристаллический порошок, хорошо растворимый в воде. У китайцев известен как вкусовая приправа, у японцев как «чудесный порошок» . Вкус глутамината натрия называется «умами», что является одним из основных вкусовых ощущений, известных человеку. Глутаминат натрия получают как из натуральных ресурсов, так и посредством химических реакций.
Слайд 16Глутамат используют при приготовлении изделий из низкосортного и мороженого мяса,
при хранении утративших свои «первоначальные» свойства, и при использовании сои
в качестве заменителя мяса. В частности, глутамат натрия добавляют одновременно с солью и специями при приготовлении соевой смеси или фарша из перемороженного или старого мяса в производстве колбасных изделий и полуфабрикатов. Глутамат обязательный ингредиент в производстве продуктов питания из конины – до 0,15% от массы исходного сырья. Глутамат позволяет пищевой промышленности экономить на мясе, птице, грибах и прочих реальных компонентах.
Слайд 17Доктрина продовольственной безопасности.
В России должно производиться не менее 80% основных
видов
продовольствия, говорится в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной президентом России.
Пока эти нормы не всегда выполнимы.
Президент Дмитрий Медведев подписал указ "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", сообщил в понедельник официальный сайт президента.
Помимо общих фраз о необходимости развития отечественного производства и торговли, борьбы с бедностью, пропаганды здорового образа жизни и т.п., в доктрине приводятся конкретные показатели, обеспечивающие, по мнению чиновников, продовольственную безопасность страны.
Удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, согласно тексту доктрины, должен иметь следующие значения:
Зерна — не менее 95%; сахара — не менее 80%; растительного масла — не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90%; рыбной продукции — не менее 80%; картофеля — не менее 95%; соли пищевой — не менее 85%.
.
Слайд 18Продовольственные предпочтения ханкайцев.
Проводя исследования по данной теме я решил провести
социальный опрос среди жителей ханкайского района. Опрошены были учителя школы,
учащиеся, а так же продавцы торговых сетей.
100 респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
Слайд 191.Продукты отечественного или импортного производства вы предпочитаете?
39% опрошенных ответили, что
предпочитают импортного производителя,
31% опрошенных ответили, что не придают значения
данному факту при выборе продуктов.
И лишь 30% опрошенных отдали своё предпочтение отечественному производителю.
Слайд 202. Какие хлебобулочные изделия
и какого производителя вы предпочитаете?
Здесь однозначным лидером оказался хлеб. А вот производителей
конкурировавших между собой оказалось достаточно много.
Лидером среди респондентов оказался производитель «Влад Хлеб» набравший 29% голосов.
Пекарня «Олимп» оказалась на втором месте и набрала 22% голосов. И всего лишь 5 % голосов набрала ильинская хлебопекарня.
44 % опрошенных ответили, что не отдают каких – то особых предпочтений производителям хлеба.
Слайд 213. Какие мясные изделия и каких производителей вы предпочитаете?
В этом
вопросе однозначным лидером стало мясо в том виде в каком
оно есть.
Второе же место заняли мясные полуфабрикаты различных брендов.
Первое место заняла торговая марка «Ратимир» набравшая 28 % голосов.
Второе место заняла компания «Михайловский бройлер» за которую проголосовало 10 % респондентов.
Мясной комбинат «ОВА» из города Калининграда получила предпочтение 6 % опрошенных.
Слайд 224. Какие кондитерские изделия и какого производителя вы предпочитаете?
При ответе
на этот вопрос каждый респондент указал три вида кондитерских изделий:
торты, пирожное и конечно же конфеты.
Первое место среди производителей кондитерских изделий заняла пекарня «Олимп» набравшая 13 % голосов.
«Приморский кондитер» набравший 11 % голосов занял второе место.
Третье место разделили между собой компании «Рошен» и «Влад Хлеб».
67 % респондентов не отдают своего предпочтения определённому производителю.
Слайд 235. Воды и соки каких производителей вы предпочитаете?
Первое место заняла
торговая марка «Любимый сад», за неё проголосовало 14 % опрошенных,
второе место заняла компания «ЭйчБиСи» свои предпочтения отдали 9 % опрошенных,
8 % опрошенных отдали свои голоса за торговую марку «Сады Придонья»,
четвёртое место разделила продукция торговых марок «СКИТ» и «Шмаковская».
5 % голосов набрала компания «ВимБильДан».
Особых предпочтений не отдают 50 % опрошенных.
Слайд 246. Как вы относитесь к ГМО (Генно-модифицированные организмы) ?
Слайд 257. Как вы относитесь к сублимированным продуктам?
100 % респондентов ответили,
что часто приходится питаться сублимированными продуктами из-за нехватки времени или
других обстоятельств. Читая анкеты мне понравилось одно из высказываний: «сублимированные продукты это вкусно и часто выручает когда не хватает времени на готовку, но увлекаться ими не стоит». Примерно так же ответила большая часть респондентов.
Слайд 26Заключение.
Главный вывод – для потребителя всегда было и будет важнее
всего удобство, качество и цена. Всем этим требованием, по идее,
должны отвечать еще не появившиеся магазины.
Большинство наших сограждан отдают предпочтение отечественным продуктам питания, их же в основном и покупают . Импортные продукты выбирают реже.
Уровень продовольственной безопасности в России находится на достаточно низком уровне и государство старается решить данную проблему. За последние 10 лет было разработано множество законов ужесточивших контроль за качеством продуктов поступающих на прилавки магазинов. Пересмотрено более 40% стандартов по качеству продуктов питания. Это привело к повышению уровню продовольственной безопасности более чем на 50 %.
Рассмотренная в моей работе проблема ГМО спорна. Каждый человек может сам для себя решить, выбирать ему продукты с ГМО или нет. Влияние модифицированных продуктов на организм человека до конца не изучено, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, опасны модифицированные организмы или нет.
Одними из самых вредных продуктов питания являются рафинированные продукты. В отличии от случая с ГМО их вредное влияние на организм человека полностью доказан.
Изучая итоги проведённого мною соцопроса, я столкнулся с противоречием одновременно подтверждающем и опровергающем мою гипотезу о том, что россияне предпочитают продукты отечественного производства. На вопрос Продукты отечественного или импортного производства вы предпочитаете? Большинство респондентов ответило «импортный», а во всех остальных вопросах в процентном соотношении абсолютное лидерство одержал отечественный производитель.