Разделы презентаций


Из истории русской философии

Содержание

XI-XVIII векаГлавный вопрос на протяжении всей истории русской философской мысли- вопрос о самобытности, о особенностях характера и направленности развития русского и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Из истории русской философии
Презентация к уроку
обществознания
10 класс

Учитель обществознания

I квалификационной категории
МАОУ СОШ № 54
Кутепова Татьяна Алексеевна

Из истории русской философииПрезентация к уроку обществознания 10 классУчитель обществознания I квалификационной категории МАОУ СОШ № 54Кутепова

Слайд 2XI-XVIII века
Главный вопрос на протяжении всей истории русской философской мысли-

вопрос о самобытности,

о особенностях характера и направленности развития русского и российского общества.
XI-XVIII векаГлавный вопрос на протяжении всей истории русской философской мысли- вопрос о самобытности,

Слайд 3Митрополит Иларион (XI век)
«Слово о законе и благодати»
Развивал учение о

смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати
Принимая благодать,

человек должен возложить на себя нравственную ответственность
Митрополит Иларион (XI век)«Слово о законе и благодати»Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона

Слайд 4Игумен Филофей (XVI век)
«Москва-Третий Рим»
«…все христианские царства сошлись в одно…,

что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же

не бывать»
Игумен Филофей (XVI век)«Москва-Третий Рим»«…все христианские царства сошлись в одно…, что два Рима пали, а третий стоит,

Слайд 5Славяно-греко-латинская академия
Братья Лихуды
Отхождение философии от богословия
Симпатии к католицизму

Славяно-греко-латинская академияБратья ЛихудыОтхождение философии от богословияСимпатии к католицизму

Слайд 6«Ученая дружина» Петра I
Прокопович Ф.
Татищев В.Н.
Посошков И.Г.
Кантемир А.Д.

«Ученая дружина» Петра IПрокопович Ф.Татищев В.Н.Посошков И.Г.Кантемир А.Д.

Слайд 7Афоризмы Петра I
Есть желание, - тысяча способов; нет желания, -

тысяча поводов! Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться

оному. Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была. Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума — пуста.
Афоризмы Петра IЕсть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча поводов!   Когда государь повинуется

Слайд 8Феофан Прокопович
«Правда воли монаршей» (1722)
утверждал божественное происхождение самого принципа

власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через

направляемую им волю народа.
основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа. Взгляды Феофана Прокоповича резко расходились с православным учением о симфонии властей, их претворении в жизнь вело к секуляризации и умалению роли Церкви в русском обществе.
Феофан Прокопович«Правда воли монаршей» (1722) утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не

Слайд 9Татищев В.Н.
«Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»
«История Российская

с самых древнейших времен»
Основной идея - идея естественного права,

естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.
Основа изменения общества – сила разума
Татищев В.Н.«Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»«История Российская с самых древнейших времен» Основной идея -

Слайд 10Кантемир А.
«Гордость, леность, богатство — мудрость одолело, Невежество знание уж местом

посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным

сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.»
«Я в своем хотении волен и тем подобен Богу»
Кантемир А.«Гордость, леность, богатство — мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в

Слайд 11Ломоносов М.В.
«У многих глубоко укоренилось убеждение — что метод философствования,

опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо,

поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя»
Ломоносов М.В.«У многих глубоко укоренилось убеждение — что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить

Слайд 12Радищев А.Н.
 „бытие вещей независимо от силы познания о них и

существует по себе“.
 „основанием всего естественного познания является опыт“
 „Мы не унижаем

человека — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“.
„Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“
Радищев А.Н. „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. „основанием всего естественного познания является

Слайд 13XIX век
Философия сложилась в качестве самостоятельной, систематизированной области знания


Место и

роль России в мировом историческом процессе?

XIX векФилософия сложилась в качестве самостоятельной, систематизированной области знанияМесто и роль России в мировом историческом процессе?

Слайд 14ЧААДАЕВ П.Я. (1794 – 1856)
В 1829—1831 создает своё главное произведение —

«Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в

1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
ЧААДАЕВ П.Я. (1794 – 1856)В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в

Слайд 15Основные идеи Чаадаева
Мы жили и сейчас еще живем для того,

чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам
Во втором письме Чаадаев

подвергает критике православие за то, что оно в отличие от западного христианства не способствовало освобождению низших слоев населения от рабской зависимости, а, напротив, закрепило крепостничество во времена Годунова и Шуйского. Он призывает к осмысленному существованию, но критикует монашеский аскетизм.
В третьем письме Чаадаев размышляет над соотношением веры и разума. С одной стороны, вера без разума - это мечтательная прихоть воображения, но разум без веры также существовать не может, ибо "нет иного разума, кроме разума подчиненного". И подчинение это состоит в служении благу и прогрессу, который состоит в осуществлении "нравственного закона".
В последнем письме Чаадаев говорит о цели и смысле истории как о "великом апокалиптическом синтезе", когда на земле установится "нравственный закон" в рамках единого планетарного общества.

Основные идеи ЧаадаеваМы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкамВо

Слайд 16Западники
Кавелин К.Д., Грановский Т.Н. , И.С. Тургенев

ЗападникиКавелин К.Д., Грановский Т.Н. , И.С. Тургенев

Слайд 17Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его

отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам

возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми. Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, западники высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России.
Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного

Слайд 18Славянофилы
А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин

Славянофилы А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин

Слайд 19выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого

выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь

по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского

Слайд 20Какие идеи вы бы отнесли к западничекству, а какие к

славянофильству?
Монархия+совещательное народное представительство
Недопустимость революционных потрясений
выступали за отмену крепостного права сверху
Петр

внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути
выступали за отмену крепостного права сверху
Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел ее на международный уровень
Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития
Мирный путь, реформы сверхуРоссия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги
Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод






Какие идеи вы бы отнесли к западничекству, а какие к славянофильству?Монархия+совещательное народное представительствоНедопустимость революционных потрясенийвыступали за отмену

Слайд 22Соловьев В.С. (1853 – 1900)
Государство, будучи естественным продуктом народной жизни,

есть сам народ в его развитии: одно нельзя безнаказанно отделять

от другого. История России есть история её государственности — не правительства и его органов, как думал Карамзин, но жизни народной в её целом.
. Природа для народов Западной Европы была матерью, для народов Восточной Европы — мачехой; там она содействовала успехам цивилизации, здесь — тормозила их; потому-то и русский народ позже западноевропейских собратий приобщился к греко-римской культуре и позже выступил на историческое поприще
Соловьев В.С. (1853 – 1900)Государство, будучи естественным продуктом народной жизни, есть сам народ в его развитии: одно

Слайд 23Русские писатели-классики
Л.Н. Толстой
Ф. М. Достоевский

Русские писатели-классикиЛ.Н. ТолстойФ. М. Достоевский

Слайд 24ХХ век
Евразийство: Россия – есть Евразия, третий соединенный материк. Эпоха

господства Европы должна смениться лидерством Евразии
Бердяев Н. А. «Россия стала

ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов», это проявляется в культурном расколе общества, в непоследовательности реформ

ХХ векЕвразийство: Россия – есть Евразия, третий соединенный материк. Эпоха господства Европы должна смениться лидерством ЕвразииБердяев Н.

Слайд 25Марксизм
Наше общество движется как и другие народы по определенным

ступеням – формациям, но СССР поднялся на новую ступень развития

и прокладывает дорогу всему человечеству
Марксизм Наше общество движется как и другие народы по определенным ступеням – формациям, но СССР поднялся на

Слайд 26Россия догоняет Запад или идет своим путем?

Россия догоняет Запад или идет своим путем?

Слайд 27Источники:
 Боголюбов Л. Н., Лазебникова, А. Ю.  Смирнова Н. М. Учебник обществознания профильный уровень

10 класс – М.: Просвещение, 2013
w.w.w.biografguru.ru


Источники: Боголюбов Л. Н., Лазебникова, А. Ю.  Смирнова Н. М. Учебник обществознания профильный уровень 10 класс – М.: Просвещение, 2013w.w.w.biografguru.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика