Разделы презентаций


Платон. Обоснование идеализма

Содержание

Платон Обоснование идеализмаЭйдос как гипостазированная универсалияЭйдос как умопостигаемая сущностьВечность (бессмертие) душиЭйдос как идеальный прообраз чувственных вещейОнтологическая аргументация Гносеологическая аргументацияКритика сенсуализмаПознание как припоминаниеАксиологическая аргументацияКорни платоновского идеализмаСократ: «Познай самого себя»Пифагорейцы: числа как

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Платон
Обоснование идеализма
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

Платон  Обоснование идеализмаМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Кафедра философии

Слайд 2Платон Обоснование идеализма
Эйдос как гипостазированная универсалия
Эйдос как умопостигаемая сущность
Вечность (бессмертие)

души
Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей
Онтологическая аргументация
Гносеологическая аргументация
Критика сенсуализма
Познание как

припоминание
Аксиологическая аргументация

Корни платоновского идеализма
Сократ: «Познай самого себя»
Пифагорейцы: числа как первоначала бытия
Онтология, гносеология и аксиология Платона
Мир вещей и мир идей
Психологические предпосылки идеализма
Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Концепция эйдоса

Обоснование идеализма

Платон  Обоснование идеализмаЭйдос как гипостазированная универсалияЭйдос как умопостигаемая сущностьВечность (бессмертие) душиЭйдос как идеальный прообраз чувственных вещейОнтологическая

Слайд 3Платон Обоснование идеализма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Платон Обоснование идеализмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфины

Слайд 4Платон Обоснование идеализма
Апология Сократа
Менон
Федон
Пир
Государство
Теэтет
Парменид
Тимей
Платон (428/427-348/347)
Основные сочинения

Платон  Обоснование идеализмаАпология СократаМенонФедонПирГосударствоТеэтетПарменидТимейПлатон (428/427-348/347)Основные сочинения

Слайд 5Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы
Пифагор (VI в. до н.э.)
Платон (428/427-348/347)
Сократ (469-399)

Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцыПифагор  (VI в. до н.э.)Платон (428/427-348/347)Сократ (469-399)

Слайд 6Корни платоновского идеализма Сократ
Сократ (469-399)
Познай самого себя (γνώσι σεαυτον)
Надпись на стене храма Аполлона в

Дельфах, традиционно приписываемая одному из «семи мудрецов» древности.

Корни платоновского идеализма СократСократ (469-399)Познай самого себя  (γνώσι σεαυτον)Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно

Слайд 7Корни платоновского идеализма Сократ
Сократ представляет собою не только в высшей степени важную

фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии,

а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли.

Гегель. «Лекции по истории философии».

Корни платоновского идеализма СократСократ представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и,

Слайд 8Корни платоновского идеализма Сократ
Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя»)
Определение

понятий как способ постижения сущности вещей
Сократический метод: майевтика (повивальное искусство)
Добродетель

как знание блага

Сократ (469-399)

Корни платоновского идеализма СократЧеловек как фокус философского интереса («Познай самого себя»)Определение понятий  как способ постижения сущности

Слайд 9Корни платоновского идеализма Сократ
Платон. «Апология Сократа».
Не самое ли это позорное невежество – думать, что

знаешь то, чего не знаешь?
Сократ (469-399)

Корни платоновского идеализма СократПлатон. «Апология Сократа».Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего

Слайд 10Корни платоновского идеализма Сократ
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Корни платоновского идеализма СократЖак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Слайд 11Корни платоновского идеализма Пифагорейцы
Пифагор (VI в. до н.э.)
Архит (IV в. до

н.э.)
Филолай (V в. до н.э.)

Корни платоновского идеализма ПифагорейцыПифагор  (VI в. до н.э.)Архит  (IV в. до н.э.)Филолай (V в. до

Слайд 12Корни платоновского идеализма Пифагорейцы
Числа как первоначала
Мировая гармония
Метемпсихоз (переселение душ)
Пифагор (VI в.

до н.э.)

Корни платоновского идеализма ПифагорейцыЧисла как первоначалаМировая гармонияМетемпсихоз (переселение душ)Пифагор  (VI в. до н.э.)

Слайд 13Онтология Платона Мир вещей и мир идей
Гераклитов мир вечного становления
Парменидов мир неизменного бытия
Мир

вещей
Мир идей

Онтология Платона Мир вещей и мир идейГераклитов мир вечного становленияПарменидов мир неизменного бытияМир вещейМир идей

Слайд 14Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма
Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей

способности представлять и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли

соответственно нашим целям.
Онтология Платона  Психологические предпосылки идеализмаОтносительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и мыслить объект

Слайд 15Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Чувственно воспринимаемы
Умопостигаемы
Онтологические
Ущербны
Совершенны
Аксиологические
Единичны
Универсальны
Гносеологические

Концепция эйдоса и обоснование идеализмаВещиИдеиАргументыЧувственно воспринимаемыУмопостигаемыОнтологическиеУщербныСовершенныАксиологическиеЕдиничныУниверсальныГносеологические

Слайд 16Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма
Белизна
Теплота
белая
тёплая
белый
Снег
Лебедь
белый
Облако
белое
День
тёплый
Вода
тёплая
Комната
тёплая
Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины),

обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).
Гипостазирование (греч. υπόστσις,

сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализмаБелизнаТеплотабелаятёплаябелыйСнегЛебедьбелыйОблакобелоеДеньтёплыйВодатёплаяКомнататёплаяУниверсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что

Слайд 17всегда
бывает
бывает
бывает
причастен
белым
белым
белым
причастна
причастен
сама по себе
причастна
сама по себе
причастно
причастен
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма
Снег
Лебедь
Облако
белизне
белизне
белизне
День
Вода
Комната
теплоте
теплоте
теплоте
Белизна
Теплота
белая
тёплая

всегдабываетбываетбываетпричастенбелымбелымбелымпричастнапричастенсама по себепричастнасама по себепричастнопричастенЭйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализмаСнегЛебедьОблакобелизнебелизнебелизнеДеньВодаКомнататеплотетеплотетеплотеБелизнаТеплотабелаятёплая

Слайд 18Онтологические
Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.
Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так

и онтологически.
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Преходящи, изменчивы
Вечны, неизменны
Множественны, единичны
Лишь имеют свойства
Едины, универсальны
Тождественны своим свойствам
Суть комплексы акциденций
Суть сущности
Сложны, делимы
Просты, неделимы

ОнтологическиеИдеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во

Слайд 19Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.
Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так

и онтологически.
Всё это и значит, что общее (идеи) обладает онтологическим приоритетом сравнительно с чувственно воспринимаемыми (материальными) единичными вещами.
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование

идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Преходящи, изменчивы

Вечны, неизменны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Просты, неделимы

Сложны, делимы

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во

Слайд 20Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма
Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному.
Материализм

– философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному.

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализмаИдеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению

Слайд 21


Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма
Белый снег можно видеть, тепло воды

– воспринимать посредством осязания,
но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя


идеи белизны и теплоты можно только мыслить.

Но откуда и как появляются у нас эти мысли?

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализмаБелый снег можно видеть, тепло воды – воспринимать посредством осязания,но белизну

Слайд 22Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма





178049'51"

180000'34"

179059'57"

180009'45"

179052'16"

Сумма углов
Треугольник





Математическое знание, как и любое знание общего,

невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью.

Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма178049'51

Слайд 23Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма



Так обстоит дело потому, что

действительными объектами этого знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.



Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализмаТак обстоит дело потому, что действительными объектами этого знания являются не

Слайд 24Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Слайд 25


Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание
Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание

общего (о единичном можно иметь лишь мнение).
Общее знание нельзя получить из единичных «знаний»,

поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи),

а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы.

Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминаниеНастоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь

Слайд 26


Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание
Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному

восприятию непосредственно
и не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода,
остаётся допустить,

что мы знаем их до всякого чувственного восприятия,

т.е. ещё до рождения.

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминаниеПоскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственнои не могут

Слайд 27


Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души
Но тогда

и носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего

тела

и, значит, будет существовать и после его смерти.

А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты.

С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие душиНо тогда и носитель этого знания – душа

Слайд 28Гносеологические
Сущности предшествуют акциденциям
и логически, и онтологически.
Мысль о простом и неизменном логически первична.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое

обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Изменчивы, преходящи
Неизменны, вечны
Множественны, единичны
Лишь имеют свойства
Едины, универсальны
Тождественны своим свойствам
Суть комплексы акциденций
Суть сущности
Сложны
Просты
Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.

ГносеологическиеСущности предшествуют акциденциями логически, и онтологически.Мысль о простом и неизменном логически первична.Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование

Слайд 29Мысль о простом и неизменном логически первична.
Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически.
Вечное и общее вообще доступны лишь

мышлению.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Изменчивы, преходящи
Неизменны, вечны
Множественны, единичны
Лишь имеют свойства
Едины, универсальны
Тождественны своим свойствам
Суть комплексы акциденций
Суть сущности
Сложны
Просты
Поскольку, таким образом, знание

идей предшествует знанию вещей (а не наоборот), то и объекты такого знания, т.е. идеи, должны предшествовать объектам чувственного восприятия, т.е. вещам.
Мысль о простом и неизменном логически первична.Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически.Вечное и общее вообще доступны

Слайд 30Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету,
выражая его коренную природу; без него данный предмет существовать не может (или не может быть самим собой).
Несущественный признак может принадлежать,

а при некоторых условиях может и не принадлежать данному предмету.
Собственный признак присущ всем предметам данного

класса, но не входит в число существенных признаков, а только выводится из них.

Несобственный признак не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем предметам данного класса.

Отделимый несобственный признак
не выводится из существенного признака и присущ только некоторым предметам данного класса.

Неотделимый несобственный признак
не выводится из существенного признака, но присущ всем предметам данного класса.

Классификация признаков

Признак – это всё то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.

Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету,выражая его коренную природу; без него данный предмет существовать не

Слайд 31белое
Облако
белый
Лебедь
тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белый
Снег
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая

белоеОблакобелыйЛебедьтёплаяКомнататёплаяВодатёплыйДеньбелыйСнегЭйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаБелизнабелаяТеплотатёплая

Слайд 32тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белый
Снег
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Снег белый в том

смысле, что неверно, что снег не белый; более того, белизна считается неотделимым признаком снега.

тёплаяКомнататёплаяВодатёплыйДеньбелыйСнегЭйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаБелизнабелаяТеплотатёплаяСнег белый в том смысле, что неверно, что снег не

Слайд 33тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белый
Лебедь
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Лебедь белый в том

смысле, что неверно, что этот лебедь не белый (хотя белизна, вообще говоря, не является

неотделимым признаком лебедя).
тёплаяКомнататёплаяВодатёплыйДеньбелыйЛебедьЭйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаБелизнабелаяТеплотатёплаяЛебедь белый в том смысле, что неверно, что этот лебедь

Слайд 34тёплая
Комната
тёплая
Вода
тёплый
День
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том

смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть

решают другие).
тёплаяКомнататёплаяВодатёплыйДеньбелоеОблакоЭйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаБелизнабелаяТеплотатёплаяОблако белое в том смысле, что неверно, что это облако

Слайд 35тёплый
День
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том

смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть

решают другие).

День тёплый для осени, но, по сравнению с летним днём, он не такой уж тёплый; день тёплый для Москвы, но для уроженца Каира он совсем не тёплый.

тёплыйДеньбелоеОблакоЭйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаБелизнабелаяТеплотатёплаяОблако белое в том смысле, что неверно, что это облако

Слайд 36тёплая
Вода
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том

смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть

решают другие).

Вода тёплая для осени, но, по сравнению с летом, она не тёплая; вода тёплая для реки, но для ванны она недостаточно тёплая.

тёплаяВодабелоеОблакоЭйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаБелизнабелаяТеплотатёплаяОблако белое в том смысле, что неверно, что это облако

Слайд 37тёплая
Комната
белое
Облако
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Белизна
белая
Теплота
тёплая
Облако белое в том

смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть

решают другие).

Комната тёплая по сравнению с лестничной клеткой, но, по сравнению с сауной, она вовсе не тёплая; комната тёплая для танцев, но просто сидеть в ней холодно.

тёплаяКомнатабелоеОблакоЭйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаБелизнабелаяТеплотатёплаяОблако белое в том смысле, что неверно, что это облако

Слайд 38


Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Между этими признаками (белизна снега

и теплота воды) имеется, по-видимому, существенная разница.
При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что разница эта

не столь уж велика: снег, например, может оказаться не таким уж белым.

И даже заменив несобственный признак снега (белизну) собственным (холодностью) или существенным (снежностью), мы тоже обнаружим, что снег порой не такой уж холодный и не такой уж «снежный».

В этом смысле одна только Снежность всегда и без всяких оговорок «снежная», подобно тому как только Белизна всегда белая и только Теплота всегда тёплая.

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализмаМежду этими признаками (белизна снега и теплота воды) имеется, по-видимому,

Слайд 39Аксиологические
Вещи
Идеи
Аргументы
Множественны, единичны
Уникальны, универсальны
Суть комплексы акциденций
Несовершенны (ущербны)
Суть сущности
Совершенны
Подражают образцу
Служат образцом
Преходящи, изменчивы
Вечны, неизменны
Вечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное, образцовое имеет бóльшую ценность, чем преходящее, изменчивое, повторяющееся, единичное, зависимое, ущербное, подражательное.
Эйдос как

идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

АксиологическиеВещиИдеиАргументыМножественны, единичныУникальны, универсальныСуть комплексы акциденцийНесовершенны (ущербны)Суть сущностиСовершенныПодражают  образцуСлужат образцомПреходящи, изменчивыВечны, неизменныВечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное,

Слайд 40Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей.

Эйдос как идеальный

прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей.Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Слайд 41Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Гносеологическая аргументация
Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически.
Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически.
Онтологическая аргументация
Аксиологическая аргументация

Идеи

Вещи
Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично
логически (и онтологически).
Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и

онтологически).
Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно как логически и онтологически).
Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.

Концепция эйдоса и обоснование идеализмаГносеологическая аргументацияСоставное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически.Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично

Слайд 42Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус.

вид) – термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»;
у Платона

– трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα).
Концепция эйдоса и обоснование идеализмаЭйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид) – термин древнегреческой философии,

Слайд 43Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика