Слайд 1Презентация по философии на тему:
«Диалектика как учение о развитии»
Слайд 2План:
1) Понятие диалектики, ее исторические формы и альтернативы.
2) Диалектика как
система. Принципы диалектики.
3) Законы диалектики.
4) Категории диалектики.
Слайд 3Существуют два противоположных способа построения философской картины мира:
диалектический и метафизический
Если явления, процессы
описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.
Метафизика - противоположна диалектике. Их основные расхождения связаны с пониманием вопрсов причины движения, связей старого и нового, количества и качества , напрвленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Слайд 4Отличия метафизики от диалектики
диалектика признает наличие связей между старым и
новым, а метафизика их полностью отрицает, считая, что новое целиком
вытесняет старое
Согласно метафизике движение не может происходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
Метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством, по их мнению количество изменяется благодоря количеству (увеличение,уменьшение и т.п.), качество изменяется благодоря качеству (т.е. само по себе улучшается, ухудшается);
Если диалектика считает, что развитие идет по спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
Слайд 5Отличия метафизики от диалектики
Если диалектический способ мышления сводится к шагам
«тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы
«или то или это», «если не то значит, это», т.е. метафизическое мышление не гибкое и однобокое;
Диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика однообразно по принципу «черное – белое»;
Диалектика видит мир целостным ивзаимосвязанным, а метафизика – состоящем из отдельных изолированных вещей и явлений.
Слайд 6
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая
форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия
мыслимого содержания этого мышления
Слайд 7
В более узком смысле диалектика — название гносеологического
метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».
Следуя этому
методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.
Слайд 8 Этимологически диалектика (греч. dialektika – разговор, беседа, обмен мнениями,
обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или
иное утверждение.
Однако диалектика – нечто большее, чем техника искусной игры в понятия.
«Диалектика- есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,- при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга- почему ум человека не должен брать эти противоположности,- за мёртвые- застывшие, а за живые - условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.« (В.И. Ленин «Философские тетради»)
Это наиболее полное учение о развитии природы, общества и мышления.
Слайд 9 Развитие античной философии и науки расширило сферу
применения диалектики. Как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов она
превратилась в метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). Еще более радикальное понимание диалектики было характерно для Гераклита. Согласно основным понятиям его натурфилософии, диалектика характеризует не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом.
Слайд 10 Диалектика никогда не была чем-то раз
и навсегда данным, она изменялась, выступая в различных исторических формах.
Философия никогда всецело не разлучалась с диалектикой, но в качестве привилегированных принято выделять:
античную диалектику,
диалектику немецкого классического идеализма
материалистическую диалектику.
Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод.
Слайд 11
Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал
ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой
сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление – единственное средство обретения истины, а противоречие - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики.
Слайд 12 В противовес концепции Г.
Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут
материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов.
Слайд 13Диалектика как система
Диалектика представляет собой
открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между
элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.
Слайд 14Принципы диалектики
Принципы – это всеобщие
и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют
роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
В основание современной диалектики положены принципы:
1. субстанционального единства мира;
2. развития;
3. всеобщей связи (детерминизма);
4. системности.
Слайд 15Принцип субстанционального единства мира
Согласно первому
принципу все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией.
2. Принцип развития
Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В материалистической диалектике развитие – философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.
Слайд 163. Принцип всеобщей связи (детерминизма)
Всеобщая универсальная взаимосвязь
всех явлений – исходная предпосылка принципа детерминизма. Все связано со
всем.
Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.
Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм – концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.
Слайд 174. Принцип системности
Неотъемлемым элементом диалектики является
принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление
следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство).
Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация – последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Слайд 18ДИАЛЕКТИКА
ЗАКОНЫ
ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Слайд 19ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Центральное место в
диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития.
Согласно этому закону всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Вся окружающая нас действительность подтверждает данное положение.
Механизм возникновения, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности».
Слайд 20Тождество- это специфический вид отношений вещи к себе самой и
к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.
Различие- характеризуется несовпадением, неравенством
вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.
Противоположности- стороны, которые взаимно исключают друг друга и, одновременно, предполагают друг друга.
Слайд 22ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
Закон диалектического противоречия формулирует
общие условия превращения обычного движения в восходящий процесс, в развитие.
Внутренний механизм, само таинство превращения простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений. Он отвечает на вопрос: как осуществляется развитие?
Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество», «мера», «скачек».
Слайд 23 Качество выражает внутреннюю определенность предметов, явлений,
их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами
собой и отличаются друг от друга.
Свойство – признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны
Количество – это определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.
Слайд 24«Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение
показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну
вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Слайд 25ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Качественные превращения возможны лишь как отрицание
старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе
свое собственное отрицание. Диалектика рассматривает отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого и отрицающего.
Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.
Диалектическое отрицание – это такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания старого качества входят в содержание нового качества.
Диалектическое отрицание – это триединый процесс, включающий в себя деструкцию, преодоление, разрушение старого; кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и, наконец, конструирование, формирование, созидание нового.
Слайд 26Категории диалектики
Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные
законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают
собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.
Категории означают основные формы объективного мышления, которые определяются в философских понятиях предельной общности, так как отражают всеобщие и существенные свойства, стороны, отношения действительности. Это точки совпадения, тождества объективного и субъективного, всеобщие условия мыслимости предметов. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи. По своему содержанию они объективны, а по форме выражения субъективны.
Слайд 27Категории диалектики
ПРИЧИНА
НЕОБХОДИМОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
СУЩНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ
СЛЕДСТВИЕ
СЛУЧАЙНОСТЬ
ФОРМА
ЯВЛЕНИЕ
действительность
ЕДИНИЧНОЕ
ВСЕОБЩЕЕ
Слайд 28Сущность и явление
Понятие сущности родственно понятию содержание.
Если содержание представляет совокупность всех элементов и процессов, образующих данный
предмет, то сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений).
Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.
Слайд 29Единичное и общее
Существование отдельных, отграниченных друг от
друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих
индивидуальной качественной и количественной определенностью, характеризуется категорией единичного.
Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общего. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами.
Например, общие признаки пространства и времени. Общее не существует до или вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного.
Слайд 30Содержание и форма
Под содержанием понимают совокупность различных
элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или
иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
Форма и содержание представляют собой определенное отношение не только различных, но и противоположных моментов объекта. При этом само разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное.
Между содержанием и формой нет непроходимой пропасти. Они могут переходить друг в друга. Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию.
Слайд 31Целое и часть
Часть и целое – философские категории,
выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их
объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы – в качестве его частей. Причиной этого является связь, объединяющая предметы и сложные комплексы, взаимовлияние частей. Единство частей в многообразии их взаимосвязей есть целостность. Идея целостности выступает в качестве общефилософского принципа, отражающего важную сторону существования, развития и познания мира.
Слайд 32Причина и следствие
Причина и следствие –
соотносительные понятия. Явление, которое вызывает к жизни другое явление, выступает
по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Электрический ток, проходя через нить лампочки вызывает ее накаливание. Таким образом, электрический ток является причиной накаливания нити, а появление света- следствие прохождения тока по нити накаливания.
Связь причины и следствия носит характер взаимодействия: не только причина порождает следствие, но и следствие может действовать на причину и изменять ее. В процессе взаимодействия причина и следствие меняются местами.
Слайд 33Необходимость и случайность
Необходимость – устойчивая существенная связь, определенный
порядок развертывания событий, господствующая тенденция в развитии, вытекающая из внутренних
коренных особенностей предметов, процессов. Это есть то, что обязательно должно произойти при наличии причин в данных условиях. Необходимость носит всеобщий характер. Однако необходимость не фатальна, ибо она зависит от условий. В изменившихся условиях данная необходимость может отпасть. Но в определенных условиях необходимость постоянна и устойчива.
Противоположностью необходимости является случайность. Случайность не вытекает с неизбежностью из внутренних взаимосвязей, а коренится в другом, не связанном с сущностью данного предмета, и в силу этого не может наступить.
Слайд 34Возможность и действительность
Данные категории выражают основные этапы, ступени становления и
развития предмета. Категория возможности выражает объективные, необходимые условия и тенденции
возникновения и развития некоторого предмета. Действительность – это реализованная или осуществленная возможность. Действительность является объективной реальностью во всей ее конкретности. Она отличается от всего вымышленного, фантастического.
Возможность и действительность органически связаны между собой. Они взаимопроникают. В этой взаимосвязи «первенство» принадлежит действительности. Правда, во времени возможность предшествует действительности. Но сама возможность является лишь одним из моментов того, что уже существует как реальная действительность. Действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Таким образом, направленность развития происходит от возможного к действительному.