Слайд 1Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии.
Слайд 2Тема урока:
«Прямоугольный треугольник и его свойства»
Слайд 3Тип урока:
урок открытия новых знаний
Слайд 4Цели урока:
- повторить и закрепить определение прямоугольного треугольника
и теорию, необходимую для решения задач;
- формировать способность к формулированию новых свойств через тренировку таких мыслительных операций как наблюдение, сравнение, обобщение, анализ; - научить применять свойства при решении задач; - развивать умение, логически рассуждать, творчески мыслить; - тренировать способности к доказательству;
- тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.
Слайд 5Оборудование урока:
ИКТ, рабочий лист ученика, равносторонний треугольник, вырезанный из бумаги
для каждого ученика.
Слайд 6Ход урока:
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных
способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать»
Г.Галилей
Слайд 7I. Вхождение в учебную деятельность.
Начнем урок с разминки. Работа
в рабочем листе.
Тест-опрос: «Закончите
предложение»
1.Сумма углов в треугольнике равна…
2. Углы при основании равнобедренного треугольника…
3.Все углы в равностороннем треугольнике…
4.Высота в равнобедренном треугольнике, проведенная к основанию, является…
5.Если в треугольнике два угла равны, то он…
6.Внешний угол треугольника равен…
Слайд 8Самопроверка:
1.Сумма углов в треугольнике равна 180 °
2.Углы при основании
равнобедренного треугольника равны
3.Все углы в равностороннем треугольнике равны 60 °
4.Высота
в равнобедренном треугольнике, проведенная к основанию, является биссектрисой и медианой
5.Если в треугольнике два угла равны, то он – равнобедренный
6.Внешний угол треугольника равен сумме двух других углов, не смежных с ним
Слайд 9II. Актуализация знаний
Продолжим наши рассуждения. Ответьте на вопросы:
-Какие виды треугольников вы знаете?
-В
каком треугольнике высота является его стороной?
-В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин?
-Из каких двух равных треугольников легко составить прямоугольник?
-В каком треугольнике стороны имеют свое особое название?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Слайд 10Прямоугольный треугольник и его свойства
гипотенуза
катет
катет
С
А
В
Слайд 12Вопросы :
-Так какой же треугольник называется прямоугольным?
-Назовите катеты и гипотенузу
в этих треугольниках.
-А какими могут быть углы в прямоугольном треугольнике?
-Почему
не может быть тупого угла?
Слайд 13
Решение задач по готовым чертежам
1.
2.
?
?
?
?
Слайд 14Вопросы :
-Чему же равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?
-А
в любом ли прямоугольном треугольнике это выполнимо?
-Попробуйте сделать вывод об
острых углах в прямоугольном треугольнике
Слайд 15Первое свойство прямоугольного треугольника
С
А
В
в прямоугольном треугольнике равна 90 °
Слайд 16IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в рабочем листе.
(Решение задач на применение 1 свойства)
Слайд 18A
B
D
C
45°
8 см
Ответы:
1) 50°;
2) 30° и 60°;
3) BC = 6 см
Найти:
AB - ?
4)
Слайд 19V. Продолжение актуализации знаний.
Ребята у вас на парте лежит треугольник.
Какой
это треугольник?
Что вы о нем знаете?
Можем ли мы
применить к нему свойства равнобедренного треугольника?
-А теперь сложите треугольник чтобы совместились 2-ве его стороны.
На какие 2-ва треугольника разделился наш треугольник?
Что можно сказать об этих треугольниках?
Поговорим об одном из их.
Чему равны углы в нем?
-Укажите меньший катет.
Против какого угла он лежит?
-Какую часть составляет меньший катет от всей стороны равностороннего треугольника, а значит и от гипотенузы прямоугольного треугольника?
- Так против какого угла лежит катет равный половине гипотенузы?
Итак что же мы выяснили?
Слайд 20Второе свойство прямоугольного треугольника
С
А
В
30°
Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в
30° равен половине гипотенузы.
Слайд 21VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (решение задач в
рабочем листе на применение 2 свойства).
Слайд 224)
Ответы:
1) AB= 6 см;
2) KM=10 см;
3) PABCD =26см
Дано:
AC=AB=18см
Слайд 23VII. Рефлексия учебной деятельности.
- О чем мы сегодня рассуждали
и мыслили? Согласны ли вы с утверждением Г. Галилея?
Что
нового узнали?
Оцените свою работу и поставьте оценку в рабочем листе.
Ответьте на вопрос: Довольны ли вы собой?
Кто захочет, тот получит оценку в журнал.
Слайд 25VIII. Домашнее задание: п. 34, № 256 , 258 ,
задача на отдельном листе творческого характера.
Слайд 26На уроке были использованы принципы развивающего обучения:
Принцип деятельности прослеживается на
каждом этапе урока. В результате самостоятельной деятельности, направляемой учителем, учащиеся
формулируют тему урока, свойства прямоугольного треугольника; решают задачи на применение этих свойств, самостоятельно ищут ошибки, исправляют их; делают выводы и оценивают себя.
Принцип непрерывности.
Каждый этап урока является продолжением предыдущего его этапа.
Принцип минимакса четко обозначен на этапе первичного закрепления знаний, когда предлагаются задачи различного уровня сложности, а также в домашнем задании есть задача творческого характера.
Принцип психологической комфортности.
На протяжении всего урока не было ни одного стресообразующего фактора. Ребята спокойно работали в рабочем листе и оценивали себя самостоятельно. Оценки в журнал ставились только по желанию.
Принцип творчества виден на этапе построения проекта выхода из затруднения. Учащиеся самостоятельно «творят», работая с равносторонним треугольником, наблюдая, делают выводы. В домашнем задании получают задачу творческого характера.