Слайд 1Генетическая связь между классами неорганических веществ
Урок химии.
Учитель: Антонова Е.Л.
Слайд 2 Цели:
опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических
веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам
металла и неметалла;
развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно – следственных связях явлений.
Слайд 3План урока:
1.Повторить классификацию неорганических веществ.
2.Проверочная работа по классификации веществ.
3.Составление генетических
рядов и формулирование определения генетической связи.
Слайд 4План урока:
4.Выполнение упражнений на составление генетических рядов и уравнений реакций
по ним.
5.Выводы.
6.Домашнее задание.
Слайд 5Классификация неорганических веществ
Вещества
Простые
Сложные
Металлы
Неметаллы
Оксиды
Основания
Кислоты
Соли
Слайд 6Распределите данные вещества по классам
CaO, CO2 , MgO, C, H2CO3,
Ca, NaCl, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4.
Слайд 7Из веществ, формулы которых были предложены в самостоятельной работе, выберите
те, которые можно объединить в две группы
Слайд 8Ответ:
1. Ca, CaO, Ca(OH)2, CaCO3,
2. C, CO2 , H2CO3,
CaCO3,
Слайд 9Вывод:
В каждой цепи есть общее - это химические элементы -
Ca и C, они переходят от одного вещества к другому
(как бы по наследству).
Слайд 10Определение:
Связь между классами неорганических соединений, основанная на получении веществ одного
класса из веществ другого класса, называется генетической,
она отражается в генетических рядах.
Слайд 11Генетический ряд металла
Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов,
в основу которого положен один и тот же металл.
Ca
CaO Ca(OH)2 CaCO3
Слайд 12Генетический ряд неметалла
Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов,
в основу которого положен один и тот же неметалл.
C
CO2 H2CO3 CaCO3
Слайд 13Наиболее важными признаками генетических рядов являются:
1.Все вещества одного ряда должны
быть образованы одним химическим элементом.
2.Вещества, образованные одним и тем
же элементом, должны принадлежать к различным классам химических веществ.
3.Вещества, образующие генетический ряд элемента, должны быть связаны между собой взаимопревращениями.
Слайд 14Уравнения реакций к генетическому кальция (Ca CaO
Ca(OH)2 CaCO3):
2Ca + O2 =
2 CaO
CaO + H2O = Ca(OH)2
Ca(OH)2 + H2CO3 = CaCO3 + 2H2O
Слайд 15Уравнения реакций к генетическому ряду углерода C CO2
H2CO3 CaCO3:
C + O2 = CO2
CO2 + H2O = H2CO3
Ca(OH)2 + H2CO3 = CaCO3 + 2H2O
Слайд 16Упражнения:
Составить уравнения реакций для генетических рядов:
1. Cu
CuO CuCl2 Cu(OH)2
CuO Cu
2. P P2O5 H3PO4 Ca3 (PO4)2
3. Si SiO2 Na2SiO3 H2SiO3
SiO2 Si
Слайд 17Проверь свои знания
Из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между
которыми
существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений и запишите уравнения реакций.
Nа
, Ва S О4, SО2, Ва, КСI, РЬО, Zn S О4, Ва(ОН)2, СО2, ВаО.
Слайд 18Выводы:
1.Металлы и неметаллы образуют генетические ряды.
2.Между простыми и сложными веществами,
представителями разных классов, существует генетическая связь.
3.Знание генетической связи позволяет получать
новые вещества.
Слайд 19Домашнее задание:
1 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: Mg
MgO M g(OH)2
MgSO4
2 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: Al AL2O3 AL(OH)3 ALCL3
3 уровень. Составить генетический ряд серы и записать соответствующие уравнения реакций.