Слайд 1
Химический язык муравьёв
МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга»
Районный конкурс электронных презентаций
по
охране и изучению животных родного края
«Сохранение животного мира»
Автор работы
Беловодская
Екатерина
Валерьевна
ученица 9 класса, 14 лет
МБОУ «Спешковская основная
общеобразовательная школа»
Руководитель
Плотникова В. Г.
учитель биологии и химии
г. Очёр
2012 год
Этика есть безграничная
ответственность
за всё, что живёт.
Альберт Швейцер, философ-гуманист, врач,
Нобелевский лауреат мира 1952 года
Цель работы: изучение химического способа общения муравьёв между собой и с другими животными.
Задачи работы:
изучить химические вещества, с помощью которых муравьи общаются между собой и с другими животными
обратить внимание учащихся на опасность применения химических препаратов в борьбе с насекомыми-вредителями
формировать экологическую культуру учащихся при проведении исследовательских работ.
Слайд 3Общение на химическом языке
На первый взгляд кажется просто: муравьёв сотни
тысяч, каждый притащит по маленькой палочке, хвоинке, крошечной веточке - и куча готова! Но это далеко не так.
Насекомые обладают уникальным свойством: они умеют общаться на языке химических веществ, выделяемых в окружающую среду. Человек будет бережно относиться к муравьям только тогда, когда изучит и поймёт их язык.
Слайд 4 Муравьиная кислота
НСООН
У рабочих муравьёв в брюшках есть
ядовитые железы, вырабатывающие муравьиную кислоту.
У лесного рыжего
муравья содержится около 5 мг кислоты.
Кислота служит насекомым средством защиты и нападения.
«Укус» муравья напоминает ожог крапивой. Первая доврачебная помощь при ожогах муравьиной кислотой состоит в обработке ран слабым раствором нашатырного спирта. При этом происходит реакция нейтрализации:
НСООН + NН4ОН → НСООNН4 + НОН
Весной 2012 года мы наблюдали следующее явление: в апреле сразу после пробуждения муравьи ещё не вырабатывают муравьиную кислоту.
Слайд 5Феромоны
Феромоны (от греч. «ферейн»
- переносить и «норман» - возбуждать) – это биологически активные
вещества, выделяемые животными в окружающую среду и специфически влияющие на поведение или физиологическое состояние других особей того же вида.
Известны феромоны разного действия. Они могут обозначать тревогу, наличие или отсутствие пищи, дорогу передвижения, начало пробуждения после зимы и многое другое.
По химической структуре феромоны принадлежат к разным классам органических соединений: ненасыщенные углеводороды, ненасыщенные спирты, альдегиды, кислоты и т.д.
Муравейник из тополиного пуха
В июне
В июле
Гипотеза №1:
тополиный пух на муравейник принёс ветер.
Гипотеза №2: тополиный пух на муравейник приносят сами
муравьи для строительного материала.
Гипотеза №3: тополиный пух в муравейник приносят сами муравьи для
кормления семенами тополя личинок или матки.
Зачем муравьям тополиный пух ???
Слайд 7Симбиоз муравьёв и тли
Симбиоз – это
совместное взаимовыгодное сожительство разных видов организмов. Муравьи питаются сладкими выделениями
тли - сахарами, а тля от хищников под защитой муравьёв питается соками растений.
Когда мы на своих приусадебных участках уничтожаем тлю с помощью химических препаратов, то необходимо помнить, что рядом с тлями есть муравьи.
При этом следует выполнять основное правило инструкции: опрыскивать нужно поздно вечером, когда активность муравьёв отсутствует.
Слайд 8Рыжие лесные муравьи нужны природе
100м
100м
Главная
польза рыжих лесных муравьёв в уничтожении «вредных» насекомых.
Учёные подсчитали, что рыжие муравьи – обитатели муравейника средней величины – в день уничтожают по 15-20 тысяч насекомых. И это – не предел.
Обитатели крупного муравейника могут уничтожить 6-8 миллионов вредных насекомых за лето.
Обитатели 4 муравейников
могут полностью контролировать
положение на 1 гектаре леса.
Слайд 9Заключение
Охранять животных и бережно относиться к животным
может только ответственный человек.
Если говорить о муравьях,
то ребята в школьном возрасте должны научиться наблюдать за жизнью муравьёв, не разрушая муравейников.
Научные открытия о феромонах помогают людям понять сложную организацию жизни общественных насекомых.
Данная работа выполнена в 2012 году на основе видео - и фотоматериалов, а также наблюдений экологического кружка «Капелька», работающего в Спешковской школе.
Слайд 10Литература
Биологический энциклопедический словарь/Гл.ред. М.С. Гиляров.–2-изд., исправ. – М.: «Советская энциклопедия»,
1989. – 864с., ил.
Что такое. Кто такой: В 3 т.
Т. 2. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – с. 279.
Энциклопедия для детей.[Т.17.] Химия. – 2-е изд., перераб./Глав. ред. М. Аксёнова и др.– М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 656 с.: ил.