Слайд 1Исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии
(из опыта работы)
«Мозг хорошо устроенный
стоит больше,
чем мозг хорошо наполненный».
Французский философ М. Монтеня
Учитель химии
МАОУ «Бершетская средняя школа»
Солобаева Галина Васильевна
2016г.
Слайд 2«Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа
(беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором обучающийся ставился в положение
первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в
отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.). »
Слайд 3Сегодня внедрение проектной и исследовательской деятельности обучающихся в ОУ по
ФГОС происходит на законных основаниях : «Программа организации проектно-исследовательской деятельности
учащихся
в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности.»
«Деятельность должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно - познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий »
Слайд 4Цель проектно-исследовательской деятельности:
В рамках ФГОС 2 поколения
–
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи:
Формирование личностных
УУД:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Слайд 5Один из ведущих специалистов по организации исследовательской деятельности учащихся академик,
д. п.н. Леонтович А. В.
«Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной
целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение и развитие у обучающихся исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.»
Слайд 6Дружинин Н.В.
Рассматривает исследовательскую деятельность учащихся – как деятельность, связанную с
решением творческой исследовательской задачи с неизвестным решением
Ларнер И.Я.
Исследовательская деятельность –
это готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных схем
.
Слайд 7 ПОНЯТИЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ»
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний,
один из видов познавательной деятельности человека.
ИССЛЕДОВАНИЕ- извлечь нечто «из следа»,
т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам.
ИССЛЕДОВАНИЕ – метод проверки суждений, нахождение неизвестного
Исследование - поиск истины или неизвестного
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Слайд 8НАУЧНОЕ исследование.
В науке главной целью является производство новых знаний
Исследование на
уроках.
Главной целью исследования в сфере образования является:
развитие личности,
помочь обучающимся самостоятельно открыть (для СЕБЯ) новые знания
и способы деятельности,
углубить и систематизировать изученное.
Слайд 9Не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность обучающихся и урок - исследование:
исследовательская деятельность
- понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это
исследование с заранее неизвестным результатом.
Урок - исследование ограничен временными рамками - 45 мин. Перед обучающимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не обучающимся). Итог урока - новые знания
Слайд 10. По уровню самостоятельности обучающихся , проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования
могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому
(урок «Исследование»)
высшему уровню (урок «Собственно исследование»).
Освоение обучающимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени их самостоятельности в исследовательской учебной деятельности.
Слайд 11По объему осваиваемой методики исследования выделяются :
1. Уроки элементами исследования
2. Уроки-исследования.
Слайд 12ЭТАПЫ УРОКА- ИССЛЕДОВАНИЯ:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Выдвижение гипотезы.
Постановка цели
и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов
и методики проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 13Проблема
( противоречие, в котором ребенок не смог первоначально разобраться)
Объект
(
это название общего процесса, который надо исследовать, чтобы предложить решение
проблемы).
Цель
( обозначение как процесса того, что в результате исследования хочу получить;
Зачем буду исследовать, чтобы ….)
Гипотеза
(формулирует то, что ребенок предполагает сделать в процессе исследования и с помощью каких методов, чтобы решить проблему;
Если сделать так – то и так – то с помощью того – то и того – то, то можно получить то – то и то – то»)
Предмет
(это часть общего процесса, его аспект или ракурс)
Задачи
(определение этапов на пути достижения цели, что буду делать пошагово, чтобы достичь цели)
Методы исследования
( как выполнить задачи? С помощью каких методов?)
Слайд 14К уроку - исследованию необходима большая теоретическая подготовка, которую получают обучающиеся
на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых
знаний и способов деятельности. Но когда обучающиеся теоретически подготовлены для приобретения новых знаний - вот здесь и следует применять уроки - исследования.
Теперь обучающемуся предстоит проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания, полученные обучающимся самостоятельно путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению, нельзя описать и измерить - трудно переоценить.
Слайд 15Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии большая нагрузка
ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи,
расчетной
части
и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов
и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности.
Навыки исследовательской работы приобретаются и на уроках, где проводятся и теоретические исследования, результатом которых является так же интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Слайд 16Уроки с элементами исследования организуются на первоначальном этапе изучения химии,
при этом для формирования навыков исследовательской деятельности сначала используются проблемные
вопросы и ситуации. Способы создания проблемной ситуации могут быть самыми разнообразными.
Слайд 17 Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые обучающимся неизвестны и
требуют для объяснения дополнительной информации.
Создание границы «знания-незнания»
Использование противоречия
между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, вопрос: «Может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор?» Обучающиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, а демонстрационный опыт показывает образование растворимого гидрокарбоната кальция.
Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель.
Слайд 18На уроке с элементами исследования обучающиеся:
отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность:
уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения
формулировать
цели исследования
уроки с проведением эксперимента,
работа с источниками информации,
заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
На таких уроках используются технологии проектного и проблемного обучения
Слайд 19Примеры исследовательской деятельности обучающихся 8-х классов на этапе составления проблемных
вопросов из опыта работы.
Слайд 20ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ЕЩЁ НЕ РАСКРЫТУЮ (ОБУЧАЮЩИМИСЯ) ПРОБЛЕМУ,
ОБЛАСТЬ НЕИЗВЕСТНОГО, НОВОГО ЗНАНИЯ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ КОТОРОГО НЕОБХОДИМО КАКОЕ-ТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ДЕЙСТВИЕ.
Вопрос становится ПРОБЛЕМНЫМ при следующих условиях:
1.Он может иметь связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определённой учебной ситуации.
2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного.
3.Вызывает чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным.
Слайд 21МОЖНО ЛИ КУХНЮ СЧИТАТЬ ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ?
- ОБОРУДОВАНИЕ
-ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ
И ПРОДУКТАМИ НА КУХНЕ
Слайд 22ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ. СОПОСТАВЛЕНИЯ: МОЖНО ЛИ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПЕДЛОЖЕННЫЕ
ФОТОГРАФИИ? НАЙДИТЕ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ.(ТЕМА «ТЕЛО.ВЕЩЕСТВО»
Слайд 23ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС НА ОСНОВЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЖИЗНЕННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ, ТРЕБУЮЩИМИ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ. ВЫЯВИТЬ СВОЙСТВА АЛЮМИНИЯ, НА КОТОРЫХ ОСНОВАНО ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ.
Слайд 24ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (ЗАДАНИЕ) НА ОСНОВЕ ОТСУТСТВИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ
ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ.
НАЙТИ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ЯВЛЕНИЙ.
Слайд 25ПОСТАНВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА НА ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
АЛХИМИЯ – ДРУГ ИЛИ
ВРАГ ХИМИИ?
Слайд 27 Акинфиев Н. Н. Епифанова С. С. Исследования в учебном практикуме
по химии. - М., 2000г.
Байбакова Ю. А. Учебно-исследовательская деятельность
учащихся на уроке химии: // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М.: Центр“Академия", 2002.
https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=25&showentry=8598 «Исследования на уроках естественных наук»
Кларин М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем. Школьные технологии № 1 2004
Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся // Среднее профессиональное образование. 2010
Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников, как модель педагогической технологии. – М.: Народное образование
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст]: Сборник статей/ Под редакцией А.С. Обухова. М.: Журнал “Исследовательская работа школьников”, 2006
Методика обучения химии – Формы исследовательского обучения.http://meth-chem.ucoz.ru/index/formy_issledovatelskogo_obuchenija/0-93
Подкопаева И.Н. Организация и проведение урока-иссследования// Химия в школе. – 2010
ФГОС. Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования.
Яндекс. Картинки