Слайд 1КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Урок-игра
Слайд 2Цели и задачи:
Цель урока: Закрепить и обобщить знания об основных
классах неоргани-ческих соединений
Задачи:
1. Научиться отличать простые и слож-ные вещества,
металлы и неметаллы.
2. Уметь различать формулы оксидов, оснований, солей, кислот и записывать уравнения реакций.
Слайд 3«Многоэтажка»
“Кто лишний”
- Na, Cl2, H2, H2O;
- HCl, NH3, P4,
MqO;
- Mq, Na, Ba, O2;
- Cl2, O2, H2, Fe?
Слайд 4«Многоэтажка»
“Кто лишний”
- Na, Cl2, H2, H2O;
- HCl, NH3, P4,
MqO;
- Mq, Na, Ba, O2;
- Cl2, O2, H2, Fe?
Слайд 5«Частный сектор»
Даны химические элементы:
Cu, Au, Aq, Cl, Br, O,
Fe, H, Mq, N. Найдите среди них металлы и неметал-лы
и заполните в тетради следующую таблицу:
Слайд 7«Дорога-разминка»
Угадайте, кто он?
- Какой газ утверждает, что он это не
он?
- Какой химический элемент является лесом?
- Какой химический элемент
состоит из двух раз-ных по своим размерам животных?
- В состав какого металла входит новогоднее де-рево?
- В каком металле содержится кость, из которой, согласно Библии, Бог создал Еву?
- В названиях каких химических элементов спря-таны ноты?
Слайд 8«Дорога-разминка»
Угадайте, кто он?
- Не-он, Ne
- Бор, B
- Мышь-як, As
- Ни-кель,
Ni
- Се-ребро, Аq
- Во-до-род, Н; се-ре-бро, Аq
Слайд 9Из характеристики некоторых химических элементов, попробуйте узнать их имена!
Слайд 10Из характеристики некоторых химических элементов, попробуйте узнать их имена!
Слайд 11Вставьте пропущенное слово
Оксиды - это ....... вещества, состоящие из элементов, один
из которых - ........ стоит на …….
Основания - это ....... вещества,
состоящие из атомов ........ и связанных с ними одного или нескольких .........-.....
Кислоты - это ....... вещества, молекулы которых состоят из атомов ....... и .......... ........
Соли - это .... вещества, состоящие из атомов ......... и .......... .......
Слайд 12Вставьте пропущенное слово
Оксиды - это сложные вещества, состоящие из элементов, один
из которых – кислород, стоит на втором месте.
Основания - это сложные
вещества, состоящие из атомов ме-талла и связанных с ними одного или нескольких гидроксогрупп.
Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.
Слайд 13«Крестики-нолики»
Покажите выигрышный путь, который составляют формулы:
оксидов
оснований
кислот солей
Слайд 14«Крестики-нолики»
Покажите выигрышный путь, который составляют формулы:
оксидов
оснований
кислот солей
Слайд 15«Рифы» -
«Третий лишний»
Среди каждой тройки веществ найти вещество, отли-чающееся
от двух других. Указать признак отличия.
- СО2, К2SO3, SO2
-
Ва SO4, NaOH, CaCO3
- RbOH, ZnCl2, LiOH
- Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2
- BaO, PO5, CaO
- HNO3, H2SiO3, H2SO4
Слайд 16«Рифы» -
«Третий лишний»
- СО2, К2SO3, SO2
- Ва SO4, NaOH,
CaCO3
- RbOH, ZnCl2, LiOH
- Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2
- BaO, PO5, CaO
-
HNO3, H2SiO3, H2SO4
Слайд 17«Остров Оксидов»
Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы
узнаете, где эти вещества встречаются в природе.
- В земной
коре – литосфере – находятся оксид алюминия… (глина), оксид кремния (IV)… (песок), оксид железа (III)… (содержится в красном железняке).
- Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода… В воздухе есть оксид углерода (IV)… (углекислый газ).
- В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)… (угарный газ), оксид серы (IV)… (сернистый газ), оксид азота (II)… и оксид азота (IV)…
Слайд 18«Остров Оксидов»
- В земной коре – литосфере – находятся
оксид алюминия Al2O3 (глина), оксид кремния (IV) SiO2 (песок), оксид
железа (III) Fe2O3 (содержится в красном железняке).
- Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода H2O. В воздухе есть оксид углерода (IV) CO2 (углекислый газ).
- В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) CO (угарный газ), оксид серы (IV) SO2 (сернистый газ), оксид азота (II) NO и оксид азота (IV) NO2.
Слайд 19«Пролив Оснований»
Задание “Меткий стрелок”.
Выпишите формулы веществ, которые “попадут
в цель”:
Слайд 20«Пролив Оснований»
Задание “Меткий стрелок”.
Вариант 1. LiOH, Fe(OH)2, NaOH,
Pb(OH)2.
Вариант 2. KOH, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ba(OH)2.
Слайд 21«Остров кислот»
Составьте формулы кислот. Выпишите формулы кислот в тетрадь.
Игра
“Домино” - из предложенных карточек составить формулы кислот, на конце
должны быть заштрихованные клеточки, в ряду должны быть все “доминошки”.
Слайд 22«Остров кислот»
Составьте формулы кислот. Выпишите формулы кислот в тетрадь.
Игра
“Домино” - из предложенных карточек составить формулы кислот, на конце
должны быть заштрихованные клеточки, в ряду должны быть все “доминошки”.
Слайд 23«Течение солей»
В данных строчках, о каких соединениях идет речь:
*
*
Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь
огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит – Это…
* * *
Хотя я соль, но под водой
Вас удивляю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто ?
Слайд 24«Течение солей»
В данных строчках, о каких соединениях идет речь:
*
*
Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь
огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит – Это НАТРИЯ ХЛОРИД (NaCl)
* * *
Хотя я соль, но под водой
Вас удивляю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я СОДА (Na2CO3)
Слайд 25«Остров Вулкан»
Задание: распределить вещества по классам соединений – каж-дое
вещество “поселить в свой домик”. В каждом домике должно поселиться
по пять жильцов:
Cu, CaO, Na, MgSO4, Si, CaCO3, NaOH, HCl, P2O5, Pb, NO2, S, Au, Al2O3, H3PO4, CuCl2, Fe(OH)3, Н2CO3, Al, KNO3, H2SO4, H2, C, AgCl, Cu(OH)2, Mg(OH)2, FeO, O2, HNO3, KOH.
Слайд 27Восстановите формулы веществ
1. 2Fe(OH)3 = … + H2O
2. Ba(OH)2 + … =
BaCl2 + 2H2O
3. … +CO2 = CaCO3 + H2O
4. … + CuSO4 = Cu(OH)2 +Na2SO4
5.
Fe(OH)2 + … =Fe(NO3)2 + 2H2O
Слайд 28Восстановите формулы веществ
1. 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
2. Ba(OH)2 + 2HCl =
BaCl2 + 2H2O
3 Ca(OH)2 +CO2 = CaCO3 + H2O
4 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 +Na2SO4
5.
Fe(OH)2 +2HNO3=Fe(NO3)2 + 2H2O
Слайд 29«Блиц»
1. Какое из перечисленных утверждений не характерно для оксидов щелочных
металлов?
1. Растворяются в воде; 2. взаимодействуют с основаниями; 3. взаимодействуют
с кислотными оксидами.
2. В какой паре вещества не могут реагировать между собой?
1. оксид серы (IV) и вода; 2 оксид фосфор а (V)и серная кислота; 3.Оксид кальция и углекислый газ.
3. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для основных оксидов?
1. с кислотами; 2.с основаниями; 3. с кислотными оксидами.
4. Негашенная известь-это:
1. гидроксид кальция. 2. серная кислота. 3. оксид кальция.
5. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для кислотных оксидов?
1. с кислотами; 2. с основаниями; 3. с основными оксидам.
Слайд 30«Блиц»
1. Какое из перечисленных утверждений не характерно для оксидов щелочных
металлов?
1. Растворяются в воде; 2. взаимодействуют с основаниями; 3. взаимодействуют
с кислотными оксидами.
2. В какой паре вещества не могут реагировать между собой?
1. оксид серы (IV) и вода; 2 оксид фосфор а (V)и серная кислота; 3.Оксид кальция и углекислый газ.
3. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для основных оксидов?
1. с кислотами; 2.с основаниями; 3. с кислотными оксидами.
4. Негашенная известь-это:
1. гидроксид кальция. 2. серная кислота. 3. оксид кальция.
5. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для кислотных оксидов?
1. с кислотами; 2. с основаниями; 3. с основными оксидам.
Слайд 31«Кто быстрее»
Даны вещества:
Zn, Cu, SO2, CuO, NaOH, BaCl2, H2SO4.
Какие из них
будут взаимодействовать между собой. Составьте за одну минуту как можно
больше уравнений.
Слайд 32«Кто быстрее»
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
SO2 + 2NaOH
= Na2SO3 + H2O
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
2NaOH
+ BaCl2 = Ba(OH)2 + 2NaCl
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
Слайд 33Составить название
Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название металла:
а)
Fe2(SO4)3 + 6KOH =________________________________________K
б) KNO3 + NaOH =___________________________________________C
в) (NH4)2SO4 + LiOH =________________________________________A
г) Fe(NO3)2 +
HCl = __________________________________________E
д) Fe + CuSO4 = _____________________________________________Л
е) NaCl + AgNO3 = ___________________________________________И
ж) BaCl2 + HNO3. =___________________________________________А
з) Na2SiO3 + 2HCl =__________________________________________Й
Слайд 34Составить название
а) Fe2(SO4)3 + 6KOH = 3K2SO4 + 2Fe(OH)3 _____________________K
б) KNO3 +
NaOH =___________________________________________C
в) (NH4)2SO4 + 2LiOH = 2NH4OH (NH3 + H2O) +
Li2SO4 _________A
г) Fe(NO3)2 + HCl = __________________________________________E
д) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu __________________________________Л
е) NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl _____________________________И
ж) BaCl2 + HNO3. =___________________________________________А
з) Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3 __________________________Й
КАЛИЙ
Слайд 35Домашнее задание
Повторить химические свойства основ-ных классов неорганических соедине-ний!