Слайд 1Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии.
Из
опыта работы учителя химии МОУ СОШ № 7
Кобловой Елены Владимировны
Слайд 2
Компетенция – область знания, в которой человек может быть
осведомлён как профессионал или, возможно, как любитель. Компетенция - это
наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика; цель обучения и набор компонентов содержания, усвоение которых должно обеспечить формирование указанной компетенции.
Компетентность же предполагает, обычно высокий, уровень владения определенной областью, а мнение специалиста в данной области считается авторитетным. Компетентность - это личностная характеристика человека, который усвоил необходимый набор компонентов содержания, овладел той или иной компетенцией
Слайд 3Аспекты формирования ключевых и предметных компетенций:
ключевые компетентности;
обобщенные предметные умения;
прикладные предметные умения;
жизненные навыки.
Слайд 4Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода:
Научить учиться:
определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные
способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных,
Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Слайд 5Ключевые компетенции
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
Информационные компетенции.
Исследовательские компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые
компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования
Слайд 6Реализация компетентностного подхода
Первая линия направлена на формирование ключевых компетентностей надпредметного
характера. Например, педагогические техники и технологии формирования умений понимания научных
текстов, обработки информации разного рода, действия в группе.
Вторая линия реализации компетентностного подхода связана с формированием обобщенных умений предметного характера. К ним относятся, например, умение решать классы задач по химии, умение интерпретировать таблицы и диаграммы
Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера химии. Здесь важна идея деятельностного характера обучения химии. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах. Здесь можно привести очень простой пример. Можно требовать от школьников знания формул, а можно - умения решать задачи с применением этих формул
Слайд 7Педагогические технологии
Опережающий метод изучения классов неорганических веществ
Использование опорных конспектов
Деятельностный подход к обучению, т.е. обучение через практику
Работа в
малых группах
Выстраивание индивидуальных учебных траекторий
Использование межпредметных связей
Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений
Слайд 8Методы обучения
Обучение в сотрудничестве,
Обучение в команде,
Работа в группах постоянного
и сменного состава
Различные виды зачетов, тесты для подготовки к
ЕГЭ, итоговые творческие работы.