Слайд 1Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики
Слайд 2Последовательные шаги построение тестов:
формализация экспертной целевой модели знаний;
нисходящее
проектирование тестового пространства;
формирование и наполнение тестовых заданий;
формирование полного
теста;
тестовый эксперимент;
выбор эффективного теста;
анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.
Слайд 3Типы тестовых заданий по блоку "знания":
альтернативные вопросы (требуют ответа
"да/нет");
вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);
информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);
вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.
Слайд 4Типы тестовых заданий по блоку "навыки"
задания на стандартные алгоритмы
(альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
выполнение определенных действий.
Слайд 5Типы тестовых заданий по блоку "умения":
задания на нестандартные алгоритмы
(альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
выполнение определенных действий.
Слайд 6Тесты позволяют:
эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале
(конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
качественно
оценить знания Учащихся;
освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
выявить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,
повышение мотивационной стороны обучения,
использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),
большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),
возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).
Слайд 7Прогностическая ценность теста
означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты
обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении
плохо усвоенного материала.
Слайд 8При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:
строгое соответствие источникам
информации, которыми пользуются учащиеся;
простота – каждое задание должно заключаться
в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
однозначность – формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.
Слайд 9При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые
должны быть получены учащимися в процессе обучения:
информационные навыки (узнает, вспоминает),
понимание (объясняет, показывает),
применение (демонстрирует),
анализ (обдумывает, обсуждает),
синтез (комбинирует, моделирует),
сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).
Слайд 101 уровень
Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне
знакомств) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий направленных на узнавание.
Это – распознавание, различение, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня – это тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).
Слайд 112 уровень
Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по
воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например:
дополните текст
…; (испытуемый должен дать полную формулировку)
напишите формулу …; (необходимо написать лишь нужную формулу)
нарисуйте схему …. (восстановить по памяти расположение элементов)
Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнения или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение.
Слайд 123 уровень
Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умения применять усвоенную
информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых
заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.
Слайд 134 уровень
Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые
позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню
относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.