Слайд 1Гонения на Церковь
Новомученики и Исповеники
Российские
(1918 – 1932 годы)
Слайд 2
С неимоверным трудом, буквально по крупицам, приходится ныне восстанавливать картину
поистине беспрецедентных в истории Церкви гонений на христиан, бывших в
России после 1917 года.
Многие документы исчезли или подверглись тенденциозной идеологической обработке.
Тем не менее, работа продолжается.
Алексий II, святейший Патриарх Московский и Всея Руси.
Слайд 3Октябрьская революция 1917 г.
В 1917 году в России произошел октябрьский
переворот, в результате которого к власти в стране пришло коммунистическое
правительство. Ее особенностью был ярко выраженный богоборческий антирелигиозный характер. Причиной этого являлась атеистическая идеология, принципиально отвергавшая религию. Неудивительно, что сразу после своего прихода к власти коммунисты начали широкомасштабную и бескомпромиссную борьбу с религией.
Слайд 4
Поместный собор РПЦ 1917-1918 годов открылся в праздник Успения Пресвятой
Богородицы 29 августа 1917 года в Успенском соборе Кремля. Всего
в Соборе принимало участие 564 депутата, либо избранных, либо назначенных по должности. Интересно, что большинство на Соборе имели миряне, тогда как представителей духовенства было сравнительно немного: 80 архиереев, 20 монашествующих, 129 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков.
Слайд 5Участникам Собора пришлось пережить много испытаний. Так во время боев,
происходивших в Москве между сторонниками большевиков и верными правительству войсками,
коммунисты подвергли варварскому артиллерийскому обстрелу Кремль, где держали оборону части юнкеров. В результате общероссийские святыни получили тяжелые повреждения. Несмотря на очевидную опасность, депутаты Собора не прекратили заседаний и решительно осудили этот обстрел. И впоследствии участники Собора неоднократно проявляли подлинное мужество, выступая против богоборческих действий Советской власти.
Слайд 6
18 ноября жребий патриаршества выпал на св. Тихона. Как говорили
в народе, это были “самый умный, самый строгий и самый
добрый из иерархов Русской Церкви”.
Слайд 7
Св. патриарх Тихон (1865 – 1925) – в миру Василий
Иванович Белавин, родился в городе Торопце Псковской губернии в семье
священника. Закончив Торопецкое духовное училище и Псковскую духовную семинарию Василий Белавин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую успешно закончил в 1888 году. Уже в молодости будущий патриарх отличался искренней любовью к Богу и людям, удивительной кротостью и незлобием,
Слайд 8
Неудивительно, что в 1891 году Василий Белавин был пострижен в
монашество с именем Тихон (в честь св. Тихона Задонского)
С
1898 по 1907 год святитель был правящим архиереем Алеутским и Аляскинским в США. На этом поприще св. Тихон добился огромных успехов, по сути дела, заложив основы для полноценного функционирования Православной Церкви в Северной Америке. В 1907 - 1913 гг. святитель занимал Ярославскую, в 1914 – 1915 годах Виленскую, а в 1917 году был избран на сначала на Московскую кафедру, а потом и на первосвятительский престол.
Слайд 9
Архипастырь пользовался всеобщим уважением и любовью за свои высокие нравственные
качества и имел несомненные организаторские способности. Вместе с тем Патриарх
был известен своей аполитичностью, поэтому христиане надеялись, что он сможет вести диалог с новой властью в новых условиях.
Слайд 10
Следуя программным установкам своей партии, большевики с первых же дней
своей власти повели решительное наступление на позиции Церкви в обществе.
Уже 2 ноября1917 г. была обнародована так называемая “Декларация прав народов России”, подписанная Лениным и Сталиным, в соответствии с которой Церковь отторгалась от всех сфер гражданской и общественной жизни. Полностью отменялись все религиозные привилегии и ограничения.
Слайд 11
11 декабря 1917 г. декретом наркома просвещения, подписанного и Лениным,
у РПЦ конфисковались все учебные заведения, а их имущество переходило
государству. Таким образом по РПЦ был нанесен страшный удар – она лишалась возможности осуществлять религиозно-нравственное образование и воспитание народа, готовить образованные кадры духовенства. Система духовного просвещения в России была уничтожена одним росчерком пера.
Слайд 12
17-18 декабря были приняты декреты по брачному законодательству.
В соответствии
с ними, юридическую силу получал лишь гражданский брак. Регистрация рождений,
браков, разводов и смертей осуществлялась теперь только государственными органами. Церковный брак отныне становился “частным делом брачующихся”. Интересно, что при этом процедура заключения браков и разводов максимально упрощалась. Это привело к общему падению нравственности и в значительной мере обусловило появление беспризорных детей.
Слайд 13
16 января 1918 г. новым декретом был ликвидирован институт духовников
в вооруженных силах. Таким образом, Церковь последовательно вытеснялась из всех
сфер общественной жизни. Представители духовенства выбрасывались на обочину жизни, часто оставаясь без средств к существованию.
Слайд 14
23 января 1918 г. был опубликован декрет “О свободе совести”,
в котором последовательно проводился принцип отделения Церкви от государства и
школы от Церкви. В соответствии с этим документом, РПЦ теряла свой привилегированный статус. Провозглашалась свобода совести, отменялись преимущества или привилегии на основания вероисповедания. Граждане могли исповедывать любую религию или не исповедывать никакой, никто не мог, ссылаясь на свои религиозные воззрения уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей (в том числе и службы в армии). Школа отделялась от Церкви, преподавание религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы, было запрещено.
Слайд 15
Буквально с первых дней Советской власти началось активное закрытие монастырей
и приходских храмов. В 1918-1920 гг. в административном порядке было
закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. Так закрыли Оптину пустынь, Соловецкий монастырь, “сердце России” - Троице-Сергиеву Лавру. Закрыто были также несколько тысяч приходских храмов Многочисленные протесты монахов и населения не принимались в расчет.
В 1917 г., впервые за всю историю РПЦ, наступил период массового мученичества за веру.
Слайд 16
Первомучеником российского духовенства стал прот. Иоанн Кочуров, убитый большевиками после
отступления отряда ген. Краснова из Царского Села только за то,
что попытался обратиться к народу со словами мира и утешения во время крестного хода об установлении мира. Другой новомученик, прот. Петр Скипетров, был убит 19 января 1928 года, когда он пытался успокоить толпу красногвардейцев, пытавшихся закрыть Александро-Невскую Лавру.
25 января 1918 года группой революционных солдат в Киеве был убит Владимир, митр. Киевский, первый архиерей, принявший мученическую кончину при Советской власти.
Слайд 17
Собор 25 января 1918 г. постановил устраивать крестные ходы для
вразумления народа. В январе - феврале прошли крестные ходы в
Москве, Петрограде и в других годах. Это произвело большое впечатление на народ, и обеспокоенные власти приняли меры: крестные ходы стали расстреливать. Так 15 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход в Туле, при чем погибло 13 человек, и был ранен епископ Корнилий.
Слайд 18
13 (26) октября 1918 года, в годовщину прихода к власти
большевиков вышло в свет послание патриарха Тихона . Прямой причиной
написания послания были были ужасающие преступления большевиков против России и Церкви.
Слайд 19
Наша великая Родина завоевана, умалена, расчленена. Любовь Христову вы заменили
ненавистью и искусственно разожгли классовую вражду. Никто не чувствует себя
в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию, часто даже без вашего упрощенного суда. Казнят заведомо невиновных людей, взятых в качестве “заложников”,
“Вы толкнули народ на открытый и беззастенчивый грабеж. Вы отуманили совесть темного и невежественного народа возможностью безнаказанной наживы, вы заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывалось злодеяние – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами.
Вы обещали свободу, но ваша свобода заключается во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы подавлены вами беспощадно”
Слайд 20
С окончанием Гражданской войны большевики смогли “уделить Церкви больше внимания”
и разработать новую тактику борьбы с нею. Теперь Церкви предстояло
столкнуться со всей мощью тоталитарного государства,
Слайд 22
3 (16) февраля 1919г. наркомат юстиции принял постановление о вскрытии
мощей святых РПЦ во всероссийском масштабе.
В большевистской прессе нагнеталась
антицерковная истерия, реально вскрытия начались даже до постановления наркомюста. Кампания продолжалась с 23 октября 1918 г. (вскрытие мощей св. Александра Свирского) по I декабря 1920 г. За это время было вскрыто 65 мощей.
Слайд 23
Перед началом новой антирелигиозной кампании власти провели реорганизацию занимающихся борьбой
с Церковью структур. Все они были преобразованы по партийной линии.
Ещё в августе 1921 года начал действовать отдел пропаганды и агитации ЦК (РКП(б)). 12 ноября 1921 года начал действовать Главный политико-просветительский комитет во главе с Крупской.
С 1922 года главным органом власти, непосредственно занимающимся Церковью, стал VI “Церковный” отдел секретного отдела ГПУ, имеющий в своём составе следующие подотделы: информационный, политического надзора, осуществления религиозной политики, отдел вопросов.
В 1922 году была создана АРК, - антирелигиозная комиссия, осуществлявшая контроль со стороны ЦК над деятельностью ГПУ.
Таким образом, государство создало мощную и эффективную машину для борьбы с Церковью. Все религиозные организации были взяты под тотальный надзор.
Слайд 24
В результате утопической экономической политики большевиков и вследствие Гражданской войны
в 1921-1922 гг., в стране бушевал голод, от которого погибло
около 5 млн. человек. Даже советские историки не смогли полностью замолчать этот факт и признали гибель I млн. человек.
Слайд 25
РПЦ не осталась в стороне от народного бедствия: 22 августа
1921 года Патриарх Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих
людей всех конфессий, как в России, так и во всем мире к помощи голодающим. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8 млн. 962 тыс. рублей, - огромную по тем временам сумму, не считая драгоценностей и натуральней помощи голодающим.
Слайд 26
Совершено неожиданно, словно в ответ на это послание, 26 февраля
вышел декрет ВЦИК, который аннулировал добровольный характер пожертвований: местным Советам
предписывалось изъятие всех драгоценностей, не исключая и предметов, имеющих богослужебное значение.
Несмотря на желание верхов спровоцировать столкновение с Церковью, первый период кампании по изъятию ценностей прошёл спокойно.
Слайд 27
По свидетельству местных властей, духовенство делало всё, чтобы избегать конфликтов.
Однако сами власти нарочито вызывающими действиями спровоцировали ряд столкновений, самым
серьёзным из которых был инцидент в г. Шуе, Иваново-Вознесенской губернии, где 15 марта 1922 года солдаты расстреляли безоружную толпу, стихийно пытавшуюся воспрепятствовать кощунственному изъятию, которое проводилось очень вызывающе. Погибло 5 человек. Столкновения народа с властями произошли и в ряде других мест
Слайд 28
19 марта 1922 г. Ленин писал: “Именно сейчас, когда в
голодных местностях на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов,
мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной энергией “…” не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьян будет либо за нас, либо не будет поддерживать горстку черносотенного духовенства “…” мы должны подавить его (духовенства) сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли об этом в течение нескольких десятков лет. “…”
Слайд 29
Массовый террор против Церкви стал официальной политикой Советского государства. В
1922 году по всей стране прошло 250 судебных процессов, сфабрикованных
в связи с изъятием церковных ценностей, 732 человека оказалось на скамье подсудимых, многие были расстреляны. Активно применялась административная ссылка, которую ВЦИК ввёл своим декретом от 10 августа 1922 года.
Слайд 30
Результаты копании по изъятию церковных ценностей:
На проведение компании затрачено от
4 до 14 млн. рублей,
удалось собрать ценностей на 4
650 810 руб. 67 коп. золотом.
“было выделено около 2 миллионов рублей на закупку продовольствия в Финляндии и Норвегии” Никаких других данных о реальной помощи голодающим на сегодняшний день обнаружить не удалось
Слайд 31
В апреле-мае прошёл известный процесс над духовенством в Москве, на
который в качестве свидетеля вызывался Патриарх Тихон. Одиннадцать человек приговорили
к расстрелу (шесть помиловали, опасаясь общественного мнения Запада). 4 мая Политбюро приняло решение о привлечении к суду самого Патриарха, чтобы устроить показательный процесс (причина, - желание обезглавить Церковь накануне начала обновленческого движения). 19 мая Патриарх был арестован и посажен под домашний арест в Даниловом монастыре.
Слайд 32
данные Свято – Тихоновского Богословского Института, по которым в 1922-1923
гг. было репрессировано
10 000 человек, из них около 2
000 расстреляно. Очевидно, что, хотя точное число жертв пока не установлено, гонения были весьма жестокими.
Слайд 33
В 1923–1928 годы количество репрессий равно примерно трети репрессий 1922
года. Большевики не решаются провести запланированный на 11.04.23 суд и
расстрел св. патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются многие епископы, борьба идет за каждый храм.
29.07.27 – Послание (Декларация) заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия – попытка найти компромисс с безбожной властью («Мы хотим... сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи»).
В 1928 году, несмотря на Декларацию, гонение усиливается.
Слайд 34
Третья волна гонений (1929–1931 годы). «Раскулачивание» и коллективизация.
Начало 1929
г. – письмо Кагановича: «церковь единственная легальная контрреволюционная сила».
08.03.29
– Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.
Слайд 35
05.12.31 – Взорван в Москве кафедральный храм Христа Спасителя.
Слайд 36
Гонения 1932–36 годов. «Безбожная пятилетка», названная так по поставленной цели:
уничтожение всех храмов и верующих.
Слайд 37 3–я волна гонений в 3 раз сильнее 1922 года
(около 60000 арестов и 5000 казней) в 1930 и 1931
годах.