Слайд 1Презентация
Анализ стихотворения
А.А.Фета «Облаком волнистым…»
Подготовил ученик 10 класса В
МОУ «Первомайская
сош»
п.Первомайский Тамбовской области
Халяпин Роман
Учитель Халяпина Л.Н.
Слайд 2Анализ стихотворения А.Фета
Облаком волнистым…
Слайд 3 Фет проявляет себя превосходным
мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей
стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф:
Слайд 4Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
Вижу:
кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далёкий,
Вспомни обо мне!
1843
Слайд 5 Как известно, А.А. Фет четко разделил
жизнь и поэзию.
«Не заноси же
в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо.
Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.
Слайд 6Облаком волнистым…
В этой пейзажной зарисовке
нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщённые картины, без
пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета.
стихотворения «Облаком волнистым…» главенствуют неясность и нечёткость: «пыль», «не видать»,
«кто-то».
Слайд 8 Глубину чувства, охватившего лирического
героя, подчёркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать
в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далёкому».
При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачком», который будоражит воображение читателя.
Слайд 9 В стихотворении «Облаком волнистым…»
всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в
инверсии усиливает неясность, нечёткость, кроме того, задает мотив движения.
Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Слайд 10 Видимое здесь рождает
воспоминания о «друге далёком». Появляется ещё один персонаж.
Эпитет «далёком» усложняет художественное пространство.
Слайд 11 Более сложным и разветвлённым
ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны
с прошлым.
Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встаёт», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблён в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание.
Слайд 12 Стихотворение «Облаком
волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно
из восклицательных – побудительное.
Это создаёт настроение тревожно-ностальгическое, подчёркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.
Слайд 13 Стихотворение состоит из двух строф, каждая
строфа из четырех стихов.
«Облаком волнистым…»
призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Это обращение к близкому человеку:
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне.
Слайд 14 Мотив пути («встаёт», «скачет»)
сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и ты вспомни
обо мне).
Хорей передает внешнее и внутреннее движение.
Идея стихотворения – пробудить воспоминания о близком человеке.
Обращение к человеку – «друг мой, друг далекий» - повторяется дважды.
Слайд 15 Используя малое число художественных
деталей, Фет искусно создаёт в стихотворении образ необъятного пространства и
вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину.
Слайд 16Информационные ресурсы
http://lib.repetitors.eu/literatura
http://fet.lithttp://fet.lit-http://fet.lit-info.ru/review/fet/002/156.htm
http://www.litru.ru
Фет А.А.Избранное. – М.: Худ.лит., 1988.