Разделы презентаций


"Мертвые души" Н.В. Гоголь

Содержание

История создания и идейное своеобразие «Мертвых душ»Сюжет поэмы был подсказан Пушкиным, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Творчество Н.В.Гоголя

Поэма «Мертвые Души»

Творчество Н.В.ГоголяПоэма «Мертвые Души»

Слайд 2История создания и идейное своеобразие «Мертвых душ»
Сюжет поэмы был подсказан

Пушкиным, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во

время кишиневской ссылки.
Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835 года. Сообщает Пушкину в письме: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!»
Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав.
История создания и идейное своеобразие «Мертвых душ»Сюжет поэмы был подсказан Пушкиным, который был свидетелем мошеннических сделок с

Слайд 3Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за

небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их

переселенными на юг, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги.
После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательные явления всероссийской значимости.
Первоначальный замысел показать Русь «с одного боку» уступает место более объемной и сложной задаче: наряду со всем дурным «выставить на всенародные очи» и все хорошее, что таилось в глубинах русской жизни, давая надежду на будущее национальное возрождение. Это возрождение Гоголь по-прежнему связывает не с социальными переменами и потрясениями, а с духовным состоянием русской жизни.
Первый том поэмы «Мертвые души» вышел в свет в 1842 году
Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые

Слайд 4Идейная направленность

Показывая «торжествующее зло», устремить к прекрасному будущему.

Идейная направленность  Показывая «торжествующее зло», устремить к прекрасному будущему.

Слайд 5 Основная проблематика поэмы

Показ состояния помещичьих

хозяйств, основ отношений между помещиками и крестьянами, духовного и нравственного

оскудения помещиков и чиновников, настоящего и предполагаемого будущего России и ее народа.
Основная проблематика поэмы    Показ состояния помещичьих хозяйств, основ отношений между помещиками и

Слайд 6Смысл названия

«Мертвые души» ―

умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков, «мертвые души» ― живые

персонажи поэмы, «умершие» духовно, нравственно ― помещики и чиновники.
Смысл названия      «Мертвые души» ― умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков, «мертвые

Слайд 7Жанровое своеобразие «Мертвых душ»

Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму,

подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал. Эпическая и лирическая

части отличаются по целям, которые ставит перед собой писатель. Задача лирической части ― показать «хотя бы с одного боку всю Русь». В лирической части возникает положительный идеал автора.
Теория литературы
Лирические отступления – это слово
автора-повествователя,
отвлекающегося от сюжетного
описания событий
для их комментирования
и оценки или по иным поводам,
прямо не связанным с действием
произведения

Жанровое своеобразие «Мертвых душ»Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал.

Слайд 8Композиционное своеобразие поэмы
Чичиков движется

среди неподвижных героев. Почти половина первого тома посвящена различным типам

русских крепостных. Чтобы подчеркнуть общность этих героев, Гоголь пять глав строит по одинаковому плану:
1)Внешний вид деревни и дома-усадьбы помещика;
2)Описание внутреннего убранства комнат;
3)Описание самого помещика;
4)Сцена купли-продажи.
5)Сцена покупки мертвых душ ― кульминация, с наибольшей полнотой раскрываются в этих эпизодах характеры героев.
В том порядке, в каком знакомит Гоголь нас с помещиками, есть глубокий внутренний смысл: пользуясь градацией, писатель от главы к главе показывает героев одного ничтожнее другого.
Вместе с тем, в поэме много лирических отступлений, в которых Гоголь прославляет народ и родину, противопоставляет народную «живую» Россию «мертвым» помещикам и чиновникам.
Также в поэму включены вставные новеллы: «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.
Композиционное своеобразие поэмы      Чичиков движется среди неподвижных героев. Почти половина первого тома

Слайд 9Композиция произведения

1 глава
2-6 главы
7-10 главы
11 глава
Вступление в поэму: приезд Чичикова

в губернский город, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры
Изображение

жизни русских помещиков

Изображение мира чиновников

Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова

Композиция произведения1 глава2-6 главы7-10 главы11 главаВступление в поэму: приезд Чичикова в губернский город, встреча с чиновниками, подготовка

Слайд 10Образы помещиков в «Мертвых душах»
Портреты и

характеры героев Н.В.Гоголя словно нарисованы или, лучше сказать, вылеплены. Проницательный

взгляд писателя позволил ему выставить целую кунсткамеру отрицательного. Заметное место в ней занимает галерея образов помещиков. В "Мертвых душах" Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думал делать столь решительных выводов.
Образы помещиков в «Мертвых душах»    Портреты и характеры героев Н.В.Гоголя словно нарисованы или, лучше

Слайд 11
Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти

половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов,

которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков, которых посещает Чичиков, представлены в поэме контрастно, поскольку несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять

Слайд 12Образ Манилова
В образе обходительного,
сладкоречивого Манилова
показаны бесхозяйственные,
расточительные помещики.


Все шло само собой,
приходило в упадок,
мужики пьянствовали
и

обманывали барина.
Ум хозяина занят пустой,
несбыточной мечтой.
Недаром утвердилось выражение
"маниловские мечтания«
в смысле бесполезных,
безжизненных фантазий.
Речь его выспренна. Между тем за два года Манилов прочитал
всего четырнадцать страниц одной единственной книги. Используя выражение Белинского, можно сказать,
что Манилов - "старший брат" Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени.
Образ МаниловаВ образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. Все шло само собой, приходило в упадок,

Слайд 13Образ Коробочки

Образ Коробочки

Слайд 14Жадность Коробочки


Под стать собственнической
натуре Собакевича
и "дубинноголовая"

Коробочка,
которая набирает потихоньку деньжонок
и боится продешевить.
Ее бездушие

проявляется
в мелочном скопидомстве;
единственное, что ее волнует, ―
это цены на пеньку, мед;
«не продешевить бы»
и при продаже мертвых душ.
Тупость Коробочки
доводит такие качества,
как скупость,страсть к наживе,
до комического предела.

Жадность Коробочки  Под стать собственнической натуре Собакевича и

Слайд 15Образ Ноздрева
Совершенная противоположность Плюшкину - Ноздрев. Этот готов все променять,

проиграть, прогулять, не упускает случая сшельмовать, обмануть другого, отобрать у

него то, что приглянулось. Нечестен он и в картах, потому что шулерство у него в крови. Правда, и бит бывал за это. Энергия его поразительна. Но вся она растрачивается по пустякам и во вред людям. Он готов взяться за самое фантастическое предприятие. Его хвастовство переходит всякую меру. Язык сам собой врет без всякой на то причины или выгоды. Имя его стало нарицательным для наглого враля, кутилы и бузотёра.
Образ НоздреваСовершенная противоположность Плюшкину - Ноздрев. Этот готов все променять, проиграть, прогулять, не упускает случая сшельмовать, обмануть

Слайд 16Ноздрев и Чичиков

Ноздрев и Чичиков

Слайд 17Образ Собакевича
Совершенно другим предстает Собакевич.
Это крепкий хозяин,


отпускающий ради своей выгоды крестьян
на оброк и заработки.
Это

хозяин-кулак. Он готов продать все,
содрать по сто рублей даже за мертвые души.
Вся обстановка его дома, манеры, внешность
говорят о нравственном одичании этого барина.
Он грубиян и циник, не уважает даже людей своего круга.
Да, такого дворянина трудно представить "белой костью«
и "отцом крестьян".
С общественной же точки зрения
он представляет собой прошлое явление,
ибо ярый враг всяческого прогресса.
С такими "господами жизни", конечно,
нельзя было вывести страну из экономической отсталости,
хотя для крестьян Собакевич лучше, чем Плюшкин.
Образ Собакевича  Совершенно другим предстает Собакевич. Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк

Слайд 18Собакевич за едой

Собакевич за едой

Слайд 19Образ Плюшкина

Образ Плюшкина

Слайд 20Плюшкин у ларя
Пределом человеческого падения
является Плюшкин.
Хотя в литературе

много образов скряг,
но этот настолько силен,
что слово "плюшкинство"


как синоним крайней
и бессмысленной скупости
прочно утвердилось.
Он стал "прорехой на человечестве".
Крестьяне доведены до такого обнищания,
что десятками бегут
от него и сотнями мрут,
а он утверждает, что народ
завел от праздности привычку "трескать".
Сам он тоже живет впроголодь,
одевается, как нищий
(Чичиков даже не признал его
за барина, а думал, что это баба).
Вся жизнь его проходит
в выглядывании того, что можно спрятать,
в слежке за ключницей, в ссорах с ней, а в это время добро гниет и гибнет. Душа Плюшкина окаменела, чувства притупились. Омерзение охватывает читателя при раздумьях об этом человеке.

Плюшкин у ларяПределом человеческого падения является Плюшкин. Хотя в литературе много образов скряг, но этот настолько силен,

Слайд 21Галерея «мертвых душ»
Мотив лестницы

Галерея «мертвых душ»Мотив лестницы

Слайд 22
Все гоголевские

помещики ― характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их

внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в «жизнерадостном хаме», ни в похожем на медведя помещике-кулаке. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, потому эти герои и смешны. Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.

Губернатор

Дамы города NN

Все гоголевские помещики ― характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при

Слайд 23Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность

показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы,

кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, мелком тщеславии, зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки; все бездельники, у них нет никаких интересов, это тоже «мертвые» души.
Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно,

Слайд 24Главный герой поэмы
Причину омертвления
души человека
Гоголь показывает
на примере

формирования
характера главного героя ―
Чичикова.
Безрадостное детство,
лишенное родительской

любви и ласки,
служба и пример чиновников-взяточников
― эти факторы сформировали подлеца,
который таков, как все его окружение.
Но он оказался более жаден
в стремлении к приобретательству,
чем Коробочка, черствее Собакевича
и наглее Ноздрева в средствах обогащения.

Детство Чичикова.
Отъезд в школу.
Главный герой поэмыПричину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя ― Чичикова. Безрадостное

Слайд 25













В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение

как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца,

хозяина жизни. Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Ему недоступна «блистающая радость» жизни. Счастье «порядочного человека» Чичикова основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал его «мертвой» душой.


В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного

Слайд 26Чичиков оказавшись в любой среде

Чичиков оказавшись в любой среде

Слайд 27Вывод:
Гоголь показывает появление в русской жизни человека

нового, у которого нет ни знатного рода, ни титула, ни

поместья, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить себе состояние. Его идеал ― копейка; женитьба мыслится им как выгодная сделка. Его пристрастия и вкусы чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы. Внутренняя многоликость, неуловимость подчеркивается и его внешностью, описанной Гоголем в неопределенных чертах: «В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова.
Вывод:   Гоголь показывает появление в русской жизни человека нового, у которого нет ни знатного рода,

Слайд 28 Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков

Н.В.Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера.

Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Н.В.Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального

Слайд 29Автор ― человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями своей

Родины. Он мечтает о будущем благополучии народа России. Поэтому финал

«Мертвых душ» глубоко оптимистический, исполненный веры и надежды:
«…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!..»
Автор ― человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями своей Родины. Он мечтает о будущем благополучии народа

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика