Слайд 1Николай Алексеевич Некрасов
1821 -1878
Слайд 2 Николай Алексеевич Некрасов родился 28
ноября (10 декабря) 1821 года в маленькой деревеньке в Подольской
губернии (на территории нынешней Украины). Но когда ему было три года, семья переехала в родовое имение Грешнёво в Ярославской губернии. Её поэт и считал своей подлинной родиной.
Отец Некрасова, Алексей Сергеевич, военный, вскоре после рождения сына вышел в отставку и начал обычную жизнь помещика средней руки — с охотой, картами, жестоким наказанием крепостных, семейными скандалами, свидетелями которых постоянно оказывались дети.
Слайд 3 Мать, Елена Андреевна,
дочь мелкого чиновника, красивая, кроткая, образованная, терпела все выходки мужа,
пыталась защищать дворовых от его гнева и, как могла, воспитывала и охраняла детей. О ней почти ничего не известно. Не осталось ни её фотографий, ни писем.
Мать — самый высокий образ у Некрасова, к нему поэт постоянно возвращался в своих стихах. Поэма «Мать» (1877) писалась больше двадцати лет, но так и не была закончена. Подводя жизненные итоги, поэт считает себя обязанным матери всем: идеалами, призванием, “живой душой”.
Некрасов утверждал, что он получил какое-то наследство и от отца. В черновиках стихотворения «Уныние» (1874) рассказано:
Но первые шаги не в нашей власти!
Отец мой был охотник и игрок,
И от него в наследство эти страсти
Я получил, они пошли мне впрок.
Не зол, но крут, детей в суровой школе
Держал старик, растил как дикарей
Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,
Травя волков, стреляя глухарей.
В пятнадцать лет я был вполне воспитан,
Как требовал отцовский идеал:
Рука тверда, глаз верен, дух испытан,
Но грамоту весьма нетвёрдо знал.
Слайд 4 С таким багажом Некрасов и отправился в
большую жизнь. После неудачной учёбы в Ярославской гимназии (1832–1836) юноша
едет покорять столицу.
Мать мечтала, чтобы сын окончил университет и стал образованным человеком, отец соглашался помогать ему лишь при условии поступления в кадетский корпус.
Некрасов, конечно, выбрал материнский путь. Узнав об ослушании, отец прервал всякие отношения с сыном, а также финансовую помощь.
После двух бесплодных попыток поступления и краткого посещения лекций в качестве вольнослушателя Некрасов скатывается на дно петербургской жизни, практически превращается в бродягу.
Слайд 5 Эти годы он вспоминал как главное испытание
своей жизни. Некрасов жил в “петербургских углах” и подвалах, ходил
в лохмотьях, тяжело болел, брался за любую работу. Ему приходилось делать чернила из сапожной ваксы.
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан в Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмёшь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь”, — вспоминал он в конце жизни.
Слайд 6 Тем не менее в 1840 году он
подготовил к изданию сборник стихов. За отзывом он пошёл к
жившему в Зимнем дворце В.А. Жуковскому. В отличие от Пушкина, он не услышал слов о победителе-ученике.
Старый поэт отметил всего два стихотворения и дал хороший совет: “Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи”.
Так и случилось. «Мечты и звуки» вышли под инициалами Н.Н., успеха не имели, скоро были забраны автором из книжных магазинов и почти полностью уничтожены.
Слайд 7 Не сумев стать известным “высоким” поэтом Некрасов
обращается к “низким” литературным жанрам, изготавливая для журналов и мелких
издателей азбуки и сказки, переводы с французского (при том, что он не знал французского языка), рецензии, водевили и даже рекламные афиши.
Благодаря занятиям литературной критикой он знакомится с Белинским. Дружба со знаменитым критиком была одним из светлых воспоминаний некрасовской юности.
“Моя встреча с Белинским была для меня спасением… Что бы ему пожить подольше! Я был бы не тем человеком, каким теперь!” — признавался он А. Я. Панаевой.
Слайд 8 Белинский, с его бескомпромиссным отношением к литературе
и умением заметить настоящий талант, увидел и поддержал новую поэзию
Некрасова.
Услышав в авторском чтении стихотворение «В дороге» (1845), он, по воспоминаниям И.И. Панаева, сказал “чуть не со слезами на глазах”: “Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?”
“Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне”, — оценивал это время сам поэт.
Слайд 9 Тесное общение с Белинским помогло Некрасову выработать
собственную литературную позицию и вскоре самому стать во главе важнейших
литературных процессов своего времени. Совместно с Белинским Некрасов издал два альманаха: «Физиология Петербурга» (СПб., 1845) и «Петербургский сборник» (СПб., 1846). Эти сборники объединяли писателей «натуральной школы».
С 1847 года Некрасов стал редактором журнала «Современник».
Журнал, когда-то созданный Пушкиным, оказался не востребованным публикой и после его смерти влачил жалкое существование. Некрасов превращает «Современник» в лучший русский журнал ХIХ века. В нём печатаются Тургенев, Толстой, Гончаров, Островский, Салтыков-Щедрин. В отделе критики два последних года жизни сотрудничает Белинский.
Слайд 11 Расцвет «Современника» приходится на вторую
половину 50-х гг. XIX века.
В
журнале появляется много новых авторов и замечательных произведений. Некрасов заключает “обязательное соглашение” с Тургеневым, Толстым, Островским, согласно которому все их новые
произведения должны были печататься только в его журнале.
Через несколько лет, в связи с обострением общественной борьбы и подготовкой крестьянской реформы, в журнале возникает свой конфликт “отцов и детей”.
Толстой покидает «Современник» незаметно, Тургенев — демонстративно, хлопнув дверью. Главными работниками в нём становятся молодые радикалы, “нигилисты” Чернышевский и Добролюбов.
Слайд 12 Кроме того, «Современник» оказывается успешным
коммерческим предприятием. Тираж его растёт, редактор быстро становится состоятельным петербуржцем,
живущим на широкую ногу. Некрасова принимают в аристократический Английский клуб. Он имеет возможность отдаться двум “барским слабостям” — картам и охоте.
В карточной игре Некрасов был очень хладнокровен и необычайно счастлив, его выигрыши исчислялись сотнями тысяч рублей. Охоты он тоже устраивал грандиозные: с арендой больших угодий, привлечением десятков человек, собаками, приобретёнными за границей.
Слайд 13 В 1856 году, в начале
нового царствования и новой эпохи в истории России, издаётся наконец
сборник “настоящего” Некрасова под скромным заглавием «Стихотворения».
Книга имела огромный успех. “Сочувствие публики к Вам очень сильное… — сообщал находившемуся за границей поэту Чернышевский. — Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мёртвые души» имели такой успех, как Ваша книга”.
Слайд 14 В 60-е годы Некрасов стоит
во главе передовой литературы. «Современник» становится центром “обличения и протеста”,
знаменем борьбы за последовательно демократическое изменение русской жизни.
Гибель «Современника» совпадает с концом шестидесятых годов.
В 1862 году после двух цензурных предостережений журнал был приостановлен на восемь месяцев, но снова возобновился, уже без умершего Добролюбова и арестованного Чернышевского. Написанный в Петропавловской крепости роман «Что делать?» откроет первый номер 1863 года.
4 апреля 1866 года впервые в истории России подданный открыто поднимает руку на императора: у решётки Летнего сада Дмитрий Каракозов стреляет в царя-освободителя.
Лишь недавно получивший отставку М.Н. Муравьёв, после жестокого усмирения польского восстания получивший кличку Муравьёв-вешатель, возвращается к власти. Его призывают, пошутил один современник, “спасти отечество” от всего: “от толстых журналов до стриженых женщин включительно”.
«Современник» закрывают окончательно.
Слайд 15 Издательская деятельность Некрасова возобновилась в 1868
году, когда он начал арендовать
у А. А. Kpaeвcкoгo журнал
«Отечественные записки».
Последние пятнадцать лет своей жизни с перерывами поэт работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
«Я задумал, - отмечал поэт, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст eгo, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Слайд 16 Некрасов умер 27 декабря (8
января) 1877 года. Похороны его превратились в общественную демонстрацию (потом
так же хоронили Достоевского и Тургенева). Гроб несли на руках через весь город. В шествии участвовали от трёх до пяти тысяч человек. Речь на кладбище произнёс Достоевский.
Он заявил, что Некрасов был поэтом, пришедшим в литературу с “новым словом”, и поэтому должен стоять следом за Пушкиным и Лермонтовым. Из толпы закричали: “Он был выше Пушкина!”