Слайд 1Подготовка к
итоговому сочинению
Слайд 2«ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
(стихотворение в прозе)
По улице столицы мчится вприпрыжку
молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются
губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь — довольство и радость.
Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав!
Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил.
О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!
Февраль, 1878
Слайд 3Стихотворение в прозе
«Довольный человек»
И. С. Тургенев
Слайд 4Какие нравственные качества человека получили осуждение в произведении?
Нравственная подлость
и бесчестие
«Довольный человек»
Делает зло другим
(сочинил клевету)
«многообещающий человек»
Ирония
Автор
Слайд 6ЧЕСТЬ
Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает
человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который
укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.
Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти.
Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.
Слайд 7Честь или бесчестие?
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек
не может не задумываться над тем, как относятся к нему
окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.
«Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
Слайд 8Возможные формулировки тем :
Береги честь смолоду…
Может ли честь противостоять
бесчестию?
Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
Согласны ли вы с высказыванием
П.Корнеля «Мы не вправе жить, когда погибла честь»?
Что толкает человека на бесчестные поступки?
Есть ли в наши дни люди чести?
Легко ли жить без чести и совести?
Честь и честность: как связаны эти понятия?
Какая уж честь, коли нечего есть!
Слайд 9Афоризмы
Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство —
сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)
Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)
Слайд 10Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
(А. С. Пушкин)
Слайд 11Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению
В основе направления лежат
полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести,
следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения
Слайд 12Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению
Эпиграф
Честь… Бесчестие… Жизнь и
общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как
подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. ….
Слайд 13Я думаю, что … Несомненно, … Мне кажется, что…. По-моему,
….
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от
верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения. Так, …
Своё мнение по данной теме
+ переход к аргументам из литературы
Слайд 14Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений
История русской дуэли ХIХ
века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей.
С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства.
А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, т.к. не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.
Во многих произведениях литературы честь является мерой человечности и порядочности героев.
Слайд 15Честь как воплощение
духовной силы героя
Слайд 16Честь как воплощение
духовной силы героя
Честь рода - категория народной
нравственности. Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец
Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь жены. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.
Слайд 17Честь как воплощение
духовной силы героя
«Но мне порукой Ваша честь,
и смело ей себя вверяю», – строки из письма Татьяны
Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана.
Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.
Слайд 18Честь как воплощение
духовной силы героя
Слайд 19Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века
(В. Быков «Сотников»).
Не обходит
стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне.
Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия.
Слайд 20Литература в помощь
Д.Фонвизин «Недоросль»
А.Грибоедов «Горе от ума»
А.Пушкин
«Капитанская дочка»
А.Пушкин «Дубровский»
М.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
М.Лермонтов
«Беглец»
Н.Гоголь «Тарас Бульба»
Л.Толстой «Война и мир»
Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
А.Грин «Зелёная лампа».
М.Шолохов «Судьба человека»
В.Быков «Обелиск»; «Сотников»
Б.Васильев «В списках не значился»
Проспер Мериме «Маттео Фальконе»
Слайд 21Аргументация
Стихотворение в прозе
«Довольный человек»
Формулировка своей позиции в виде тезиса;
Оформление микро-вывода
,
с использованием цитаты
И. С. Тургенев
Слайд 22
Бесчестие, по-моему, это ……………..
Вспомним …………….. Писатель рисует …………………….. Задавая
ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину ………………………… Ответ нас
поражает: ………… Понять авторскую позицию нам позволяет ирония ……………………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова ….(пословицу)…. + микровывод.
Слайд 23Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель
рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая
ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого — значит лишаться своей». Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя.
Слайд 24 Итак, в заключение хочу сказать, что………………. Я думаю, что
………………………………. В конце хочется вспомнить строки …………………..
Слайд 25 Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас
пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, полный
и взлетов, и падений. И все же, я думаю, что главное для человека - это быть честным и перед собой, и перед другими. В конце хочется вспомнить строки А. С. Пушкина:
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Слайд 26 Пожалуй, честь – тяжелая ноша для каждого, и нести
её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности.
Безусловно, каждый сам для себя выбирает, идти ли дорогой чести или жить без неё, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести. Однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества. Ведь нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа.
Слайд 27Юрий Левитанский
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает для себя
женщину, религию,
дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
1983
Слайд 28 Домашнее задание
Составьте и запишите сложный план по каждой из
данных тем:
Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
Что значит идти дорогой
чести?
Что толкает человека на бесчестные поступки?