Разделы презентаций


Русская литература конца 19 – начала 20 века

Содержание

Хронологический рубеж - с 1900 – 1901 гг., но он почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Революция прошла, наступило некоторое затишье

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская литература конца 19 – начала 20 века

Русская литература конца 19 – начала 20 века

Слайд 2Хронологический рубеж - с 1900 – 1901 гг., но он

почти ничего не дает в смысле разграничения эпох.
Первый рубеж

нового века – революция 1905 года. Революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны.
Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя":
А по набережной легендарной
Приближался не календарный,
Настоящий двадцатый век…

С какого момента отсчитывать 20 век?

Хронологический рубеж - с 1900 – 1901 гг., но он почти ничего не дает в смысле разграничения

Слайд 3На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая

эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные

перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная".

Общая характеристика эпохи

На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться

Слайд 4Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась

устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань

эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п

Общая характеристика эпохи

Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей.

Слайд 5КРИЗИС???
Если есть идеи времени, то есть и формы времени
В.Г.Белинский

КРИЗИС???Если есть идеи времени, то есть и формы времениВ.Г.Белинский

Слайд 6Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской

Империи
Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу

крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат.
В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое.

Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи     Реформа 1861

Слайд 7Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к

неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие

привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения.

Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее

Слайд 8Изменения во всем
Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские

представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе

искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.
Изменения во всемБыстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались

Слайд 9Почему и как меняется литература?
На этот вопрос литературоведы отвечают из

настоящего, анализируя прошлое.
Писатели, творя в настоящем, даже если описывают прошлое,

пытаются осмыслить и показать зарождающееся в настоящем будущее.
Почему и как меняется литература?На этот вопрос литературоведы отвечают из настоящего, анализируя прошлое.Писатели, творя в настоящем, даже

Слайд 10XVIII век
Новая русская литература родилась в 18 веке и воплотила

на своих страницах человека индивидуального, живого.
Человек становится центральной фигурой общественной

жизни, и литература начинает глубокое его изучение
XVIII векНовая русская литература родилась в 18 веке и воплотила на своих страницах человека индивидуального, живого.Человек становится

Слайд 11XIX век
Писатели 19 века воплощали внутренний мир человека на фоне

реальных картин жизни, и историческое время было необходимой основой создания

художественного образа.
В произведениях показана «история души» человека, ее развитие во времени.
Главная тема века: ГЕРОЙ И ВРЕМЯ или ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
XIX векПисатели 19 века воплощали внутренний мир человека на фоне реальных картин жизни, и историческое время было

Слайд 12Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть

не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого

народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода.
Я.П.Полонский
Писатель, если только онВолна, а океан – Россия,Не может быть не возмущен, Когда возмущена стихия.Писатель, если только

Слайд 13Появление новых героев
Исторические преобразования (войны, революции) не могли не отразиться

на искусстве. В поисках путей выхода из кризиса писатели начинали

искать особых людей и выводить их на страницы своих книг. Таких, которые способны предотвратить сползание страны в пропасть.
Появление новых героевИсторические преобразования (войны, революции) не могли не отразиться на искусстве. В поисках путей выхода из

Слайд 14«Поэт в России больше, чем поэт» (Е.Евтушенко)
Когда деятели искусства принимают

революцию как способ переустройства жизни, рождается новая эпоха, а вместе

с ней новое художественное мышление, новая проблематика
Появляются литературные манифесты, которые объединяет нигилизм – абсолютное отрицание прошлого.
«Поэт в России больше, чем поэт» (Е.Евтушенко)Когда деятели искусства принимают революцию как способ переустройства жизни, рождается новая

Слайд 15Время остановилось. До человека ли в такую эпоху?
Надо воевать, бороться,

создавать новое искусство, переустраивать жизнь. Новая «картина мира» жертвует подробностями.

Поэтому возникают лаконические формы, способные вскрыть глубинную суть явления.
Личность человека изображается в драматической коллизии со всем противостоящим ей враждебным миром
Время остановилось.  До человека ли в такую эпоху?Надо воевать, бороться, создавать новое искусство, переустраивать жизнь. Новая

Слайд 16Человек – как центр литературной вселенной уступает свое место стихии
Стихия

и эволюция несовместимы
Реального человека больше нет, т.к. нет исторического времени,

а есть время абсолютное (эстетическое)
Место души человека занимает общественная функция
Общее становится значимее частного
Человек – как центр литературной вселенной уступает свое место стихииСтихия и эволюция несовместимыРеального человека больше нет, т.к.

Слайд 17Пролетарские поэты
Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнув в борьбе,
В царство свободы

дорогу
Грудью проложим себе!
Л.Радин
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к

счастию ключи!..
Вздымайся выше, тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи!
Ф.Шкулев
Пролетарские поэтыСмело, товарищи, в ногу!Духом окрепнув в борьбе,В царство свободы дорогуГрудью проложим себе!Л.РадинМы кузнецы, и дух наш

Слайд 18Человекобог в творчестве поэтов-модернистов
Бескрылый дух, землею полоненный,
Себя забывший и забытый

бог…
Один лишь сон, - и снова окрыленный
Ты мчишься ввысь от

суетных тревог
В.Соловьев
Человекобог в творчестве поэтов-модернистовБескрылый дух, землею полоненный,Себя забывший и забытый бог…Один лишь сон, - и снова окрыленныйТы

Слайд 19Человек перестает быть самоценным
Пролетарская поэзия и модернизм – новые ветви

романтизма

Человек перестает быть самоценнымПролетарская поэзия и модернизм – новые ветви романтизма

Слайд 20Судьба реализма
У истоков реалистической литературы 20 века стоят А.П.Чехов и

М.Горький. Они определили проблематику и направления развития реалистической литературы

Судьба реализмаУ истоков реалистической литературы 20 века стоят А.П.Чехов и М.Горький. Они определили проблематику и направления развития

Слайд 21Дилемма «Быть лучше» или «Лучше жить» - открытие реализма XX

века
«Быть лучше» не дает окружение или собственная слабость, а «лучше

жить» - значит жить с надломленной человечностью или вообще утратить ее.
Психологическая драма человека, теряющего человеческие качества, определяет трагизм многих произведений
Дилемма  «Быть лучше» или «Лучше жить» - открытие реализма XX века«Быть лучше» не дает окружение или

Слайд 22Реализм XX века
Усиливается интерес к глубоким внутренним процессам душевной жизни

человека, к психологическим сдвигам и переходам состояний и настроений героев.
Большие

жанровые формы уступают место малым. На первом месте жанр рассказа
Реализм XX векаУсиливается интерес к глубоким внутренним процессам душевной жизни человека, к психологическим сдвигам и переходам состояний

Слайд 23Реализм XX века
В произведениях отражается способность личности сопротивляться окружающей среде,

выявляются механизмы влияния общества, времени на человека. Происходит углубление и

совершенствование принципов психологического анализа.
Авторы: А.Чехов, М.Горький, В.Гаршин, А.Куприн, В.Вересаев, Л.Андреев, И.Бунин
Реализм XX векаВ произведениях отражается способность личности сопротивляться окружающей среде, выявляются механизмы влияния общества, времени на человека.

Слайд 24Начало XX века
- это бурное, яркое, драматическое время. Время расцвета

поэзии в творчестве модернистов, открытий писателей-реалистов в прозе, выход русской

реалистической драматургии на мировой уровень
Начало XX века- это бурное, яркое, драматическое время. Время расцвета поэзии в творчестве модернистов, открытий писателей-реалистов в

Слайд 25
Учебник А.Г.Кутузова «В мире литературы. 11 класс»

Учебник А.Г.Кутузова «В мире литературы. 11 класс»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика