Слайд 1Экология на уроках математики
«Экология – сумма знаний, относящихся
к экономике
природы»
(Э.Геккель ,1866 г., немецкий биолог)
Исполнитель: Щукина Галина Борисовна, учитель
математики, школа-интернат № 12 ОАО «РЖД»
Слайд 2Связь математики и экологии
Математика является одним из предметов, который пока
недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно
переплетаются.
Экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве.
Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Слайд 3Экологические тесты
1. Термин «Экология» предложил:
а) Аристотель б) Э.Геккель в)
Ч.Дарвин г) Д.Менделеев
2. Экология — наука, изучающая:
а) влияние загрязнений
на окружающую среду;
б) влияние загрязнений на здоровье человека;
в) влияние деятельности человека на окружающую среду;
г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие их взаимосвязей с другими организмами.
3. Определите правильно составленную цепь питания:
а) плотва — цапля — окунь — водоросли;
б) цапля — водоросли — окунь — плотва;
в) водоросли — плотва — окунь — цапля;
г) водоросли — окунь — плотва — цапля.
Слайд 4Экологические тесты
4. Отложение жира у животных служит приспособлением к жизни
в течение длительного времени без:
а)
света б) соли в) воздуха г) воды
5. Основную массу живого вещества биосферы составляют:
а) животные б) растения в) бактерии г) планктон
6. Сколько процентов площади Российской Федерации, по Вашему мнению, покрыто лесом?
а) более 55%
б) 45-55%
в) 35-45%
г) менее 35%
Слайд 6Экологические задачи
Задача № 1. В среднем человек потребляет в сутки
0,8 кг кислорода. При физической нагрузке потребление кислорода может вырасти
до 1,3 кг. Среднее же дерево выделяет за сутки 0,2 кг живительного газа.
Скольким деревьям необходимо «работать», для того, чтобы человеку дышалось легко?
Слайд 7Решение задачи № 1
Решение:
0,8: 0,2=4 (дерева) - потребление кислорода без
нагрузки.
1,3:0,2=6,5 ( деревьев) - потребление кислорода при физической нагрузке.
Ответ: 4
дерева; 6,5 деревьев
Слайд 8Экологические задачи
Задача № 2. В разных странах на разовые салфетки,
бумажные полотенца ежегодно расходуется 15 млн. т. бумаги. Из одного
взрослого дерева производится 60 кг бумаги.
Сколько уничтожается деревьев для изготовления салфеток?
Слайд 9Решение задачи № 2
Решение: 15 000 000 : 60 =
250 000 (деревьев)-уничтожается ежегодно.
Ответ: 250 000 деревьев.
Слайд 10Экологические задачи
Задача № 3. Завод выбрасывает отходы в реку. За
одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды.
Сколько загрязненной воды поступает в реку за час? за сутки?
Слайд 11Решение задачи №3
Решение:
1) 100*60 = 6000 литр/час
2) 6000*24 = 144 000 литр/сутки
Ответ: загрязнение составляет: 6000
литров в 1 час; 144 000 литров в сутки
Слайд 12Экологические задачи
Задача № 4. Брошенная на землю кожура от
банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок
сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок.
Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет?
На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
Слайд 13Решение задачи № 4
Решение:
1) Кожура банана разлагается
за 2 года;
окурок 2+2 = 4
года;
пластиковый пакет 8+4 = 12 лет.
2) 12 – 2 = 10 лет
Ответ: пластиковый пакет разложится за 12 лет, кожура банана на 10 лет раньше разложится, чем пластиковый пакет.
Слайд 14Экологические задачи
Задача № 5. На территории Бурятии три заповедника. Площадь
Байкало-Ленского заповедника 238,1 тыс.га, что на 72,4 тыс.га больше Байкальского
и на 136,5 тыс.га меньше Баргузинского.
Вычислите площадь Байкальского и Баргузинского заповедников.
Слайд 15Решение задачи № 5
Решение
238100-72400=165700 (га)-площадь Байкальского заповедника.
238100+136500=374600 (га)- площадь
Баргузинского заповедника.
Ответ: 165700 га, 374600 га.
Слайд 16Значимость математических задач с экологическим уклоном
Использование экозадач является показателем уровня экологического сознания, от
которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества. Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и формирование представления о роли математики в решении экологических проблем.
Слайд 17Берегите природу!!!
Спасибо за внимание!