Слайд 1Итоговый урок по теме: «Отношения и пропорции»
в 6классе.
Учитель математики Л.Н.Климкова
МБОУ «Школа №62 город Рязань» .
Слайд 2Цель: повторить понятия отношения. Закрепить навык в решении задач на
применение отношений .
Привить любознательность к математике.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, задания
для групп, индивидуальные карточки, устные упражнения, тесты, историческая справка
Слайд 3План урока.
Организация урока. Цель. Сообщение плана урока.
Повторение теории: «Отношения» в
форме задания- продолжить предложение.
Решение устных упражнений по решению простейших задач
по теме.
Историческая справка по возникновению отношений и пропорций.
Выполнение теста по группам с проверкой.
Решение задач по применению пропорций на практике.
Подведение итогов урока.
Слайд 4Повторение теории
Частное двух чисел называют отношением этих чисел. Отношение
показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую
часть первое число составляет от второго.
Если значения двух величин выражены разными единицами измерения, то для нахождения отношения этих величин надо предварительно перейти к одной единице измерения.
Слайд 5Историческая справка.
В древности и почти на всём протяжении средних
веков под числом понималось только натуральное число, собрание единиц, полученное
в результате счёта. Отношение же, будучи результатом деления одного числа на другое, не считали числом. Но уже в трудах среднеазиатских математиков Омара Хайяма (1048 – 1123) и Нсирэддина Туси (1201 – 1274) высказана мысль о том, что отношение есть число и что над отношениями можно производить все действия, которые производятся над целыми числами.
Слайд 6Число и отношение.
Новое определение числа было дано впервые в
XVII в. генеальным английским учёным Исааком Ньютоном. В своей «Всеобшей
арифметике» он писал: «Под числом мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлечённое отношение какой-нибудь величины к другой величине того же рода, принятой нами за единицу».
Это определение включает как целые, так и дробные числа.
Слайд 7Решение устных задач.
Скорость первого пешехода равна 6 км/ч, скорость второго
– 5 км/ч. Во сколько скорость раз скорость первого пешехода
больше скорости второго пешехода?
Решение: 6:5=1,2. Ответ: в 1,2 раза.
Слайд 8Решение устных задач.
Первый турист прошёл 12 км, второй турист –
18 км. Какую часть пути второго туриста составляет путь первого?
Решение:
12:18=12/18=2/3 (части)
Слайд 9Вопросы к классу:
- Чтобы ответить на вопросы задач, что мы
находили? (Частное.)
- Как по другому называется частное двух чисел? (Отношением
этих чисел.)
- Что показывает отношение двух чисел? ( Во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.)
Слайд 10Примеры. Найти отношения:
5 к 12; 5 к 2;
8к 13; 13 к 8.
Ответы:
5:12=
5/12, 5:2=5/2=2,5 8:13=8/13, 13:8=13/8
Слайд 11Вопрос:
- Как по записи понять, что показывают данные отношения?
- Отношение,
больше единицы, показывает, во сколько раз одно число больше (меньше)другого.
-
Отношение, меньше единицы, показывает, какую часть (дробь) одно число составляет от другого.
Слайд 12Отношение может быть выражено в процентах, тогда его называют процентным
отношением.
- Что оно показывает? (Сколько процентов одно число составляет от
другого.)
- Как найти процентное отношение? (Надо найти отношение и потом выразить его в процентах.)
Слайд 13Задача. Найти процентное отношение 4 к 5.
. Решение:
4:5=0,8
0,8*100=80%
Слайд 14Самостоятельная работа
Задача. Длина железной дороги 360 км. Электрифицировано 240
км этой дороги.
Какая часть дороги электрифицирована?
Во сколько раз вся дорога
длиннее её электрифицированной части?
Какая часть дороги не электрифицирована?
Во сколько раз вся дорога длиннее её не электрифицированной части?
Слайд 15
Решение:
240:360==(части)- дороги электрифицировано.
360:240==1,5(раза) – вся дорога длиннее, чем электрифицированная часть.
360-240=120
(км) – не электрифицировано.
120:360==дороги не электрифицирована.
360:120==3 (раза) – вся дорога
длиннее, чем не электрифицированная часть.
Слайд 16Подведение итогов.
До новых встреч!