Слайд 1Урок математики в 6 классе: «Координатная плоскость»
Жить на плоскости не скучно, веселей,
чем на прямой…
Тип урока - комбинированный (изучение нового материала, практикум)
Вид урока – урок-путешествие «Звездный час на координатной плоскости».
Цель урока: обобщить и закрепить материал по теме: «Координатная плоскость»;
Задачи урока:
ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
научить ориентироваться на координатной плоскости, четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
развивать творческие способности;
активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств
воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат
Оборудование:
Раздаточный материал
Интерактивная доска
Презентация по теме «Координаты»
Методы:
Информационно-развивающие,
Наглядные,
Репродуктивные,
Творчески-репродуктивные,
Частично-поисковые.
Слайд 3Ход урока:
Орг. момент.
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня у нас итоговый урок
по теме: «Координатная плоскость». Выполняя различные задания, вы покажете нам
свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите в них число, классная работа.
Урок у нас будет необычный, мы проведем «Звездный час на координатной плоскости». (открыть доску)
Вы видите, что урок наш будет состоять из 5 этапов, а фраза - «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока.
На различных этапах урока, за правильно выполненные задания вы будете получать звезду. Помощь в учете звезд и их раздаче мне окажут сегодня дежурные звездочеты:
(На каждом ряду назначаются помощники. Им выдаются, заранее заготовленные, звезды и список учащихся).
Учитель : — Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?...Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта. Системы координат окружают нас повсюду.
Краткие тезисы выступления:
чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;
система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);
те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой, аналогично и в шахматах;
с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;
при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
Слайд 4Исторический материал
«Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик.
Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор
прямоугольной координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат».
Учитель : —Ребята, скажите, с каким новым понятием вы сейчас встретились?..... Верно – координатная плоскость. И сегодня целью нашего урока станет знакомство с координатной плоскостью и умение работать в системе координат.
Итак, все готовы? Мы отправляемся в звездный путь…
Слайд 5«Море загадок»
И первым на нашем пути стало «Море загадок».
Давайте посмотрим, из чего состоит это звездное море?
Какие нас
ждут испытания?
1.Как называются две координатные прямые в системе координат?
(оси)
2. Как располагаются эти оси на координатной плоскости?
(перпендикулярно)
3. Как называется точка пересечения координатных осей?
(начало)
4. Как называется вертикальная ось? Ось…
(абсцисс)
5. Как называется горизонтальная ось? Ось…
(ординат)
6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в
координатной плоскости?
( координаты)
7. Как называются части, на которые делит система координат плоскость?
(четверти)
8. Кто придумал для нас систему координат?
( Рене Декарт)
Мы с вами благополучно преодолели море загадок. И первые 8 человек уже получили свои звездочки.
Слайд 6ТЕСТ по теме «Координатная плоскость»
1) Под каким углом пересекаются координатные
прямые, образующие систему координат на плоскости?
Под острым углом
Под прямым
углом
Под тупым углом
Под развернутым углом
2) Как называется горизонтальная прямая?
Аппликата
Ордината
Абсцисса
Биссектриса
3) Как называется вертикальная прямая?
Ордината
Абсцисса
Аппликата
Биссектриса
4) Как называют точку пересечения этих прямых?
Начало всех начал
Середина
Начало отсчета
Разделитель
Слайд 75) Как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости?
Координаты
точки
Числа на плоскости
Числа для точки
Показатели точки
6) Что показывают стрелки на
координатных прямых?
Что прямые можно продолжить
Положительное направление
Отрицательное направление
Ничего не показывают
7) В каком квадранте может находится точка, имеющая координаты с разными знаками?
В 1 или во 2
Только во 2
Во 2 или в 3
Во 2 или в 4
8) Как правильно записываются координаты?
(х;у)
(у;х)
х, у
В любом порядке
Слайд 8«Радуга»
На каждой парте лежат цветные карточки. Мы будем выполнять
«цветовой» радужный тест.
На координатной плоскости вы увидите точку, координату
которой нужно выбрать из предложенных вариантов. И по команде «..3» показать карточку такого цвета, который соответствует правильному ответу. Раньше времени карточки не поднимайте, иначе я не буду засчитывать вам ответ и опускайте их по моей команде. Если со всеми заданиями вы справитесь правильно, то получите – звезду.
Приготовились, положили карточки перед собой, все внимание на экран.
Слайд 9«Художники»
Индивидуальная работа
Деятельность учащихся: Рисуют животных на плоскости по их
координатам. Работа по индивидуальным заданиям на карточках
После выполнения задания учащиеся
вывешивают свои рисунки и оценивают работы.
(учащиеся выполняют работу под музыку, рекомендуемое музыкальное сопровождение Chris Spheeris-Yuliette)
С заданием справились все?
Слайд 10«Заморочки»
К сожалению, очень часто наш путь состоит из трудностей,
которые надо преодолевать. Я желаю вам успешного преодоления всех «заморочек».
Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа «Метод координат»
Вариант №1
Задача:
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число — по оси ОХ, второе — по оси OY.
Отметьте точки:
1) (7;2), 2) (7;1), 3) (5;1), 4)(5,5), 5) (6;6), 6) (7;5), 7) (7;10), 8) (9;12),
9) (11;10), 10) (11;5), 11) (12;6), 12) (13;5), 13) (13;1), 14) (11;1), 15) (11;2)
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 1
Слайд 112. Мышонок :
1) (3; - 4), (3; - 1),
(2; 3), (2; 5), (3; 6), (3; 8), (2; 9),
(1; 9), (- 1; 7), (- 1; 6),
(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4), (- 2; - 4),
(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7), (- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5), (1; - 6), (3; - 6), (3; - 7), (4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).
2) Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).
3) Глаз: (- 1; 5).
3. Творческое задание: нарисуй животного сам.
Слайд 12Домашнее задание: № 1127
Объявляются оценки за урок.
Учитель:— Ребята,
понравился ли вам наш урок? Выберите или скажите свой вариант
оценки урока.
Важная тема,
Здорово,
Оценка урока – отлично,
Урок понравился,
Доволен оценкой,
Спасибо Декарту,
Я молодец!
Легкая тема,
Мне было интересно.
До свидания. Спасибо за урок.