Слайд 1
Логарифмы в природе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГАПОУ УФИМСКИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выполнил: студентка 1 курса, группы 1Т
Лисовец Марина Вячеславовна
Проверил: преподаватель
математики УТЭК
Шайхлисламова Майя Гулямовна
Слайд 2Историческая справка
Логарифмы были изобретены шотландским математиком Джоном Непером (1550–1617)
в 1614 г.
Слайд 3Логарифмы в природе
В математике существует понятие логарифмической спирали. Спираль –
это плоская кривая линия многократно обходящая одну из
точек на плоскости, эта точка называется полюсом спирали.
Слайд 4Известно, что живые существа обычно растут, сохраняя общее начертание своей
формы. При этом чаще всего они растут во всех направлениях
– взрослое существо и выше и толще детёныша. Но раковины морских животных могут расти лишь в одном направлении. Чтобы не слишком вытягиваться в длину, им приходится скручиваться, причем, рост совершается так, что сохраняется подобие раковины с её первоначальной формой.
Раковина моллюсков
Слайд 5
Рога таких млекопитающих, как архары (горные козлы),
закручены по логарифмической спирали.
Рога козлов
Слайд 6По логарифмической спирали очерчены не только раковины. Один из наиболее
распространённых пауков, эпейра, сплетая паутину, закручивает нити вокруг центра по
логарифмическим спиралям.
Паутина
Слайд 7В подсолнухе семечки расположены по дугам, близким к логарифмической спирали.
Семечки
в подсолнухе
Слайд 8По логарифмическим спиралям закручены многие галактики, в частности Галактика, которой
принадлежит солнечная система.
Галактика
Слайд 9 Полет бабочки. Ночные бабочки, которые пролетают большие расстояния, ориентируясь по
параллельным лунным лучам, инстинктивно сохраняют постоянный угол между направлением полета
и лучом света.
Если они ориентируются на пламя свечи, то инстинкт их подводит, и бабочки попадают в пламя по скручивающейся логарифмической спирали.
полет бабочки
Слайд 10Молекула ДНК. Её молекулы имеют огромную по молекулярным масштабам длину
и состоят из 2-х нитей, сплетённых между собой в двойную
спираль. Каждую из нитей можно сравнить с длинной нитки бус. С нитями бус мы сравниваем и белки. У белков «бусинами» являются аминокислоты 20 различных типов. «Бусины» двух нитей двойной спирали ДНК связаны между собой и строго друг другу соответствуют. Мы часто встречаем изготовление предметов по шаблону, называемому матрицей. Отливка монет или медалей, типографского шрифта. По аналогии происходящее в живой клетке восстановление двойной спирали по одной её цепи, как по матрице, так же называют матричным синтезом.
молекула ДНК
Слайд 11 Применение логарифмов в различных сферах
В
физике — интенсивность звука (децибелы). оценивается также уровнем интенсивности по
шкале децибел; число децибел N=10lg(I/I0), где I — интенсивность данного звука.
В химии - Водородный показатель, "pH ", — это мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность, вычисляется как отрицательный десятичный логарифм концентрации водородных ионов, выраженной в молях на литр: mbox{pH} = -lg left [ mbox{H}+ ight].
Слайд 12В музыке - играя по клавишам современного рояля, музыкант играет,
собственно говоря, на логарифмах. И действительно так называемые «ступени» темперированной
хроматической гаммы не расставлены на равных расстояниях ни по отношении к числам колебаний, ни по отношению к длинам волн соответствующих звуков, а представляют собой логарифмы этих величин. Основание этих логарифмов равно2.
Номера клавишей рояля представляют собой логарифмы чисел – колебаний соответствующих звуков (умноженные
на 12).
Мы даже можем сказать, что номер октавы представляет собой целую часть (характеристику) логарифма числа колебаний этого тона, а номер звука в данной октаве, деленный на 12 – дробную часть (мантиссу) этого логарифма.
Слайд 13В сейсмологии - при вычислении магнитуды. Магнитуда землетрясения — величина,
характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн.
В
технике - логарифмическая спираль пересекает свои радиус-векторы под постоянным углом. На основание этого ее называют равноугольной. Это свойство находит применение в технике. Дело в том, что в технике часто применяются вращающиеся ножи. Сила с которой они давят на разрезаемый материал , зависит от угла резания, т.е. угла между лезвием ножа и направление скорости вращения. Для постоянного давления нужно, чтобы угол резания сохранял постоянное значение, а это будет в том случае, если лезвие ножей очерчены по дуге логарифмической спирали. Величина угла резания зависит от обрабатываемого материала.
В гидротехнике по логарифмической спирали изгибают трубу, проводящую поток воды к лопастям турбины. Благодаря такой форме трубы потери энергии на изменение направления течения в трубе оказываются минимальными и напор воды используется с максимальной производительностью.
Слайд 14Яркость звезд - астрономы распределяют звезды по степеням видимой яркости
на светила первой величины, второй величины, третьей и т.д. Последовательные
звездные величины воспринимаются глазом, как члены арифметической прогрессии. Но физическая яркость их изменяется по иному закону: объективные яркости составляют геометрическую прогрессию со знаменателем 2,5. Легко понять, что «величина» звезды представляет собой не что иное, как логарифм ее физической яркости. Оценивая видимую яркость звезд, астроном оперирует с таблицей логарифмов, составленной по основанию 2,5 (по договоренности между астрономами всего мира в настоящее время принимается, что блеск звезды 1-й величины в 2,5 раза превосходит блеск звезды 2-ой величины).
Слайд 15В астрономии - блеск в астрономии — величина пропорциональная логарифму
светового потока. Однако коэффициент пропорциональности отрицателен (при основании логарифма больше
единицы), поэтому самым ярким объектам на небе соответствует большая отрицательная величина (–26,8 для Солнца), а для самых тусклых — положительная (28 для едва различимых в телескоп звезд) Астрономы измеряют «блеск» небесных светил в звездных величинах Яркость источников света - шкала звездных величин.
Слайд 16 Логарифм в космосе - яркость звезд составляет геометрическую прогрессию
со знаменателем 2,5 легко понять, что «величина» звезды представляют собой
логарифм её физической яркости. Оценивая яркость звезд, астроном оценивает таблицей логарифмов составленной при основании 2,5. Аналогично оценивается и громкость шума. Вредное влияние промышленных шумов на здоровье рабочих и производстве труда.
Слайд 17Логарифмические линии в природе замечают не только математики, но и
художники. Геометрические мотивы нередко присутствуют в картинах великих живописцев. Художник
при этом часто действует интуитивно, а искусствовед, исследуя композицию, выявляет её основу, приводя картину к упрощенной геометрической схеме.
Многофигурная композиция, выполненная в 1509-1510 годах Рафаэлем, когда православный живописец создавал свои фрески в Ватикане, как раз отличается динамизмом и драматизмом сюжета. Рафаэль так и не довёл свой замысел до завершения, однако, его эскиз был гравирован известным итальянским графиком Маркантонио Раймонди, который на основе этого эскиза и создал гравюру «Избиение младенцев».
Слайд 19
На подготовленном эскизе Рафаэля мы провели красные линии, идущие
от смыслового центра композиции – точки, где пальцы воина сомкнулись
вокруг лодыжки ребёнка, - вдоль фигур ребёнка, женщины, прижимающей его к себе, воина с занесённым мячом и затем вдоль фигур такой же группы в правой части эскиза. Если естественным образом соединить эти куски кривой пунктиром, то с очень большой точностью получается логарифмическая спираль. Это можно проверить, измеряя отношение длин отрезков, высекаемых спиралью на прямых, проходящих через начало кривой.
Мы не знаем, рисовал ли на самом деле Рафаэль золотую спираль при создании композиции «Избиение младенцев» или только «чувствовал» её. Однако с уверенностью можно сказать, что гравёр Раймонди эту спираль увидел. Об этом свидетельствуют добавленные новые элементы композиции, подчёркивающие разворот спирали в тех местах, где она у нас обозначена лишь пунктиром. Эти элементы можно увидеть на окончательной гравюре Раймонди: арка моста, идущая от головы женщины, - в левой части композиции и лежащее тело ребёнка – в её центре. Первоначальную композицию Рафаэль выполнил в рассвете своих сил, когда он создавал свои наиболее совершенные творения.