Слайд 1Математический бой
Учитель математики Родина Людмила Владимировна
(гимназия №7 г.Бугульмы)
Слайд 2О математика земная, гордись прекрасная собой. Ты всем наукам мать
родная и дорожат они тобой. Твои расчеты величаво ведут к
планетам корабли Не ради праздничной забавы, а ради жизни на земле. И чтобы мысль людская в поколенья несла бесценные дары Великих гениев творенья, полеты в дальние миры! В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил, Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил. Строга, логична, величава, стройна в полете как стрела. Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела. Я славлю разум человека, дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук.
Слайд 3А знаете ли вы, что …
Матбои зародились в Ленинграде и
были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 году.
Первые матбои
проводились в стенах школы №30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики.
Слайд 4Матбой чем–то напоминает турнир рыцарей, где вопросы честного ведения боя
(по всем правилам) стоят на первом месте.
Матбой – это еще
и игра с неполной информацией о партнере, где нужны интуиция и верная тактика.
Слайд 5Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случая
делать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Слайд 71 тур
Правила игры
Командам предлагаются 6 одинаковых задач.
На решение каждой отводится
7-8 мин.
Команда, решив, сдаёт решение жюри.
По истечении времени все работы
сдаются жюри.
За правильное решение каждой задачи начисляется 10 баллов.
Командам, сдавшим первыми, начисля-
ются дополнительные баллы.
2 команды, набравшие наибольшее
количество баллов, выходят во 2 тур.
Слайд 8Именно математика дает
надежнейшие правила: кто им следует – тому
не опасен обман чувств.
Л. Эйлер
Слайд 9Задача 1
Задача Леонарда Эйлера.
Трое господ, при входе
в ресторан отдали швейцару свои шляпы, а при выходе получили
их обратно. Сколько существует вариантов, при которых каждый из них получил чужую шляпу?
Слайд 10Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок
приводит.
М. Ломоносов
Слайд 11Задача 2
Уезжая в командировку
на 9 дней, менеджер Додырин взял с собой кусок мыла прямоугольной формы. За неделю
командировки кусок по всем направлениям уменьшился вдвое. Хватит ли остатка на последние два дня?
Слайд 12
Природа говорит языком математики: буквы этого языка
– круги, треугольники и иные математические фигуры.
Г. Галилей
Слайд 13
.
Решение задачи 1
Ответ: 2 варианта.
Слайд 14Решение трудной математической проблемы можно сравнить со взятием крепости.
Н.Я. Виленкин
Слайд 15Задача 3
Докажите, что
(а5- а)
делится на 30
при любом а из множества N.
Слайд 16А знаете ли вы, что …
Пифагор был замечательным спортсменом, он
победитель нескольких Олимпийских игр. В кулачных боях ему не было
равных.
Пьер Ферма был юристом. Свободное время он посвящал литературным занятиям: писал стихи на французском, латинском, итальянском и испанском языках, изучал греческую литературу.
Слайд 17
Ответ на задачу 2.
Пусть ширина, длина,
высота - соответственно: a,b,c
Первоначальный объем
- a*b*c
После 7 стирок - a/2*b/2*c/2=a*b*c/8
Изменение объема за 7 стирок - a*b*c-a*b*c/8=(7/8)*a*b*c
На одну стирку - (7/8)*a*b*c/7=a*b*c/8
Осталось на 1 стирку
Не хватит. Этот
остаток будет
использован за 1 день.
Слайд 18 ???
Пирамида – это когда сын сидит на шее у
отца, сидящего на шее общества.
Если вам на голову падает яблоко,а
вы кричите: «Эврика!» - вы физик. А если же вы кричите: «Яблоко!» - вы агроном.
Поезд двигался из города А в город В так медленно, что экзамены пришлось перенести на осень.
Слайд 19Задача 4
Диафантово уравнение – уравнение с рациональными коэффициентами, для которого
поставлена задача поиска решений в целых или рациональных числах.
Решите в целых числах
диафантово уравнение
х2 –у2=91.
Слайд 20А знаете ли вы, что …
В восточной части города Амстердама
есть улицы Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника.
Теорему о трех перпендикулярах
открыл Луи Бертран.
Теорема синусов была открыта индийским математиком Брамагуптой (590-660 г.)
Теорему косинусов открыл хорезмский математик аль-Бируни (973-1048 г), а в Европе - Виет.
Слайд 21a5 – a = (а -1) а (а + 1)
(а2 +1)
одно из 3 чисел, идущих подряд, (а - 1),
а, (а+1) обязательно делится на 2 и 3.
Если ни одно из них не делится при этом на 5, то будут 2 случая:
а=5k+2 , (а2+1)=25k2 +20k+5 будет делиться на 5
а=5k+3 , (а2+1)=25k2+30k+10 будет делиться на 5
т. е. исходное всегда делится на 2, 3 и 5, а значит, на 30.
остроугольном неравностороннем треугольнике через одну вершину проведена высота, через другую
– медиана, а через третью – биссектриса.
Доказать, что если проведенные линии, пересекаясь, образуют треугольник, то он не может быть равносторонним.
Слайд 24Задача 6
Можно ли в обычном тетрадном листе
прорезать дыру, в которую может пролезть обычный человек?
Слайд 25Проведем его методом от противного. Согласно условию, имеем остроугольный неравносторонний
треугольник АВС. Предположим, что треугольник RQP равносторонний. Тогда углы R,
Q и P треугольника RQP равны по 60°. Рассмотрим треугольник RHC: угол R равен 60°, угол Н равен 90°, треугольник прямоугольный, так как АН – высота, поэтому угол RСH равен 30°.Так как CL – биссектриса, то
У прямоугольного треугольника АНС угол САН равен 30°. Рассмотрим треугольник APM: угол P = 60°, угол А = 30°, поэтому угол АМР = 90°. Таким образом, получаем, что ВМ – является не только медианой, но и высотой, а значит, треугольник АВС – равнобедренный. Исходя из того, что у треугольника АВС угол С равен 60°, то он и равносторонний, что противоречит условию задачи, ведь треугольник АВС неравносторонний. Получили противоречие, поэтому предположение, что треугольник RQP равносторонний не верно.
Слайд 26Пока жюри подводит итоги 1 тура
попробуем ответить, что означают следующие
математические термины
Слайд 27ТРАПЕЦИЯ
Ответ:
ТРАПЕЦИЯ происходит от латинского слова «трапезиум» -столик
Слайд 28КОНУС
Ответ:
КОНУС – это латинская форма греческого слова «конос», что
означает сосновую шишку.
Слайд 29АКСИОМА
Ответ: АКСИОМА (от греч. axioma — значимое, принятое положение) —
исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе
доказательств др. ее положений.
Слайд 30ГИПОТЕНУЗА
Ответ: ГИПОТЕНУЗА - от греческого слова "гипотенуза", что означает "тянущаяся
под чем-либо".
Слайд 32 Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы,
как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от
бед,
Его имя …..
Архимед
Слайд 33На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка
он в жертву.
Был чемпионом Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя …..
Пифагор
Слайд 34Всё, что раньше люди знали,
Он собрал в своих «Началах».
Было их 13 книг,
Написал их все ….
Евклид
Слайд 35Очень слабым он родился,
Но науке всё ж сгодился.
Открыл
не кто иной,
А он, притяжения закон.
Интеграл дал миру
он,
Физик …..
Исаак Ньютон
Слайд 38Дополнительный тур
Правила игры.
Каждой команде предлагаются одинаковые задачи.
Команда, давшая первой
правильный ответ, выходит во 2 тур.
Если одновременно несколько команд дают
правильный ответ, то им ещё предлагается дополнительная задача.
Слайд 391 задача
На обоих
берегах реки растёт по пальме, одна против другой. Высота
одной – 30 локтей; расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и накинулись одновременно.
На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?
Два человека устроились на одинаковые должности
в различные организации. Им положили равные оклады, выплачиваемые равными частями дважды в месяц. Но, учитывая инфляцию, в трудовом соглашении оговорен порядок прибавок к зарплате. Одному из них по истечении каждого полумесяца добавляется 50 руб, а другому после каждого месяца добавляется 200 руб. Кто из них в итоге больше будет зарабатывать? И на сколько?
Слайд 412 тур
Правила игры
Команды получают одинаковые задачи и решают их в
разных кабинетах в течение 45 минут. Определяют докладчиков и оппонентов.
Когда
время на решение задач истекло, команды и жюри собираются вместе.
И команды (согласно жеребьевке) по очереди рассказывают решения у доски, а соперники их проверяют.
Каждый участник может выходить к доске не более одного раза. Капитан не более двух раз.
Вести переговоры с жюри может только капитан.
Закон матбоя – последнее слово остается за жюри.
Слайд 42
Если вызов не принят, то первая команда обязана выставить докладчика,
а команда, отклонившая вызов,
- оппонента.
Общая схема
боя
Бой состоит из нескольких pаундов.
В начале каждого раунда одна из команд вызывает дpугую на решение любой из задач.
Вызванная команда сообщает о согласии рассказывать решение этой задачи и выставляет докладчика.
Вызвавшая команда выставляет оппонента.
Слайд 43
По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право
дать оценку докладу и обсуждению.
Ход раунда
В начале раунда докладчик
рассказывает решение у доски. Доклад должен содержать ответы на все поставленные в задаче вопросы и доказательства их правильности.
Докладчик может иметь при себе чертеж, но не имеет права пользоваться текстом решения.
Оппонент может задавать вопросы во время доклада только с согласия докладчика и имеет право попросить повторить часть решения.
После окончания доклада оппонент имеет право задать вопросы докладчику.