Слайд 1
Рефлексивные технологии обучения на уроках математики как совместная деятельность учителя
и ученика.
Федорцова Наталья Ивановна,
учитель математики,
МБОУ СОШ № 43
г. Владивосток
Слайд 2
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности.
Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость,
если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Слайд 3
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь
иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Слайд 4
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как
это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия
направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Слайд 5
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств,
один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую
(успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 6
рефлексия настроения и
эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного
материала
классификация рефлексии:
Слайд 7Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности::
индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и
т. д.
4) По функциям: физическая (успел-не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял-не понял, какие затруднения испытывал).
Слайд 8
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока
с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце
деятельности.
Слайд 9Светофор.
Красный цвет- дело не понравилось
Жёлтый цвет – понравилось, но не
всё.
Зеленый цвет- побольше таких дел
Слайд 10«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на
дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Дерево чувств». Если
чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Слайд 11ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить
способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Слайд 12Рефлексия деятельности
дает возможность осмысления способов и приемов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем
на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Слайд 13прием «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить
и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить
учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
- использование алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
прием «Технологическая распаковка урока» – раскрытие всех этапов урока, что делали и как.
Слайд 14«Лесенка успеха»
-
- нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у
меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены
в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
Слайд 15Рефлексия "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать
только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество
и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 16Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагается
заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс»
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 17Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на
основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка
– одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Слайд 18
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь
оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему
выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
рефлексия бывает :
Слайд 19
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш день (урок, мероприятие,
игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего
удалось… А особенно удалось…
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учит6еля?
Рисуем настроение.
-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
приемы рефлексии :
Слайд 20
Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным
на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Слайд 21Цель рефлексии для ученика - не просто уйти с урока
с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и
методы, применяемые другими со своими
Слайд 22В психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная - ее объектом являются
представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков.
Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Слайд 23Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность
психологический уровень обеспечивает педагогическую результативность
за счет вовлечения в учебный процесс рефлексивных моментов, что должно
стать постоянно обновляющейся системой воспитательно-образовательного пространства класса
Слайд 24РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность обучающихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс
РЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов
деятельности, к их систематизации, обобщению развивает его как личность, такие качества, как САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ
р ч е с к и х у с
п е х о в !