Разделы презентаций


Старинные занимательные математические задачи

Содержание

Цель: изучить историю распространения математических знаний на Руси; рассмотреть старинные занимательные задачи из русских учебников математики, опубликованных в России до 1800 года, в частности, из знаменитой "Арифметики" Л.Ф. Магницкого.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Старинные ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ задачи
Выполнила: ученица 6 Б кл.
Морозова Виталина
Руководитель: Грибкова О.В.
Муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 «Пеликан»
Бердск, 2013

Старинные ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ задачиВыполнила: ученица 6 Б кл.Морозова ВиталинаРуководитель: Грибкова О.В.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 3

Слайд 2Цель:
изучить историю распространения математических знаний на Руси;
рассмотреть старинные

занимательные задачи из русских учебников математики, опубликованных в России до

1800 года, в частности, из знаменитой
"Арифметики" Л.Ф. Магницкого.
Цель: изучить историю распространения математических знаний на Руси; рассмотреть старинные занимательные задачи из русских учебников математики, опубликованных

Слайд 3Задачи:
изучить литературу по данной теме;
осуществить подборку наиболее интересных занимательных задач;
решить

некоторые из них.

Задачи:изучить литературу по данной теме;осуществить подборку наиболее интересных занимательных задач;решить некоторые из них.

Слайд 4Из статьи"О полбе немолоченой" одного из ранних рукописных исторических документов


"А полбы немолоченые 15 копен, а на то прибытка

на одно лето 7 копен, а на всю 12 лет в той полбе прибытка 1000, 700 и 50 копен".
Из статьи

Слайд 5Древнее русское математическое произведение
"Учение им же ведати человеку числа

всех лет"

Древнее русское математическое произведение

Слайд 6Пётр I, мозаика XVIII в.

Пётр I, мозаика XVIII в.

Слайд 7

Книга-учебник Леонтия Магницкого (1669-1739) "Арифметика сиречь наука числительная..."

Книга-учебник Леонтия Магницкого (1669-1739)

Слайд 8Леонард Эйлер (1707-1783 г.г.)

В 1725 году в Петербурге открылась Академия наук

с университетом и гимназией

Леонард Эйлер (1707-1783 г.г.)В 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом и гимназией

Слайд 9 В конце XVIII века
Книга "Детский гостинец,

или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и

прозе, взятых как из древней, так и новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени".
В конце XVIII века  Книга

Слайд 10Книга, изданная в 12 томах в 1793- 1794 гг. в

Тобольске.
"Библиотека учения, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу

и удовольствие всякого звания читателей"
Книга, изданная в 12 томах в 1793- 1794 гг. в Тобольске.

Слайд 11В конце XVIII века
Книга "Гадательная математика для

забавы и удовольствий".

В конце XVIII века   Книга

Слайд 12Старинные занимательные задачи

Старинные занимательные задачи

Слайд 13ВОЗ СЕНА

Лошадь съедает воз сена

за месяц, коза - за два месяца, овца - за

три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?


ВОЗ СЕНА    Лошадь съедает воз сена за месяц, коза - за два месяца, овца

Слайд 14Решение задачи «Воз сена»
Поскольку лошадь съедает воз

сена за месяц, то за год (12 месяцев) она съест

12 возов сена. Так как коза съедает воз сена за 2 месяца, то за год она съест 6 возов сена. И, наконец, поскольку овца съедает воз сена за 3 месяца, то за год она съест 4 воза сена. Вместе же они за год съедят 12 + 6 + 4 = 22 воза сена. Тогда один воз сена они все вместе съедят за 12\22 = 6\11 месяца.
Решение задачи  «Воз сена»   Поскольку лошадь съедает воз сена за месяц, то за год

Слайд 15
На мельнице имеется три жернова. На первом из

них за сутки можно смолоть 60 четвертей зерна, на втором

54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трех жерновах.

За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жернов надо зерна насыпать?

НА
МЕЛЬНИЦЕ

На мельнице имеется три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей

Слайд 16Решение задачи «На мельнице»
Ясно, что все три

жернова должны работать одинаковое время, потому что простой любого из

3-х жерновов увеличивает время помола зерна. Поскольку за сутки все 3 жернова вместе могут смолоть 60 + 54 + 48=162 четверти зерна, а надо смолоть 81 четверть, то жернова должны работать 12 часов и за это время на первом жернове надо смолоть 30 четвертей, на втором 27 четвертей, а на третьем 24 четверти зерна.
Решение задачи  «На мельнице»   Ясно, что все три жернова должны работать одинаковое время, потому

Слайд 17ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК

Двенадцать

человек несут 12 хлебов: каждый мужчина несет по 2 хлеба,

женщина - по половине хлеба, а ребенок по четверти хлеба. Сколько было мужчин, женщин и детей?

ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК       Двенадцать человек несут 12 хлебов: каждый мужчина несет по

Слайд 18Решение задачи «Двенадцать человек»
Обозначим за X число мужчин,

а за Y – число женщин. Тогда число детей равно

(12-X-Y).
Мужчины несут 2∙X хлебов, женщины несут Y/2 хлебов, дети несут (12-X-Y)/4 хлебов:

Ответ: 5 мужчин, 1 женщина и 6 детей.

Решение задачи «Двенадцать человек»  Обозначим за X число мужчин, а за Y – число женщин. Тогда

Слайд 19СКОЛЬКО ЯИЦ В ЛУКОШКЕ?

Пришел крестьянин на базар и

принес лукошко яиц. Торговцы его спросили: "Много ли у тебя

в том лукошке яиц?"
Крестьянин молвил им так:

"Я всего не помню на перечень, сколько в том лукошке яиц. Только помню: перекладывал я те яйца в лукошко по 2 яйца, то одно яйцо лишнее осталось на земле; и я клал в лукошко по 3 яйца, то одно же яйцо осталось; и я клал по 4 яйца, то одно же яйцо осталось; и я их клал по 5 яиц, то одно же яйцо осталось; и я их клал по 6 яиц, то одно же яйцо осталось; и я клал их по 7 яиц, то ни одного не осталось.

Сочти мне, сколько в том лукошке яиц было?»
СКОЛЬКО ЯИЦ В ЛУКОШКЕ?  Пришел крестьянин на базар и принес лукошко яиц. Торговцы его спросили:

Слайд 20Решение задачи «Сколько яиц в лукошке?»
Задача сводится к нахождению

такого числа, которое делится нацело на 7, а при делении

на 2, 3, 4, 5 и 6 дает в остатке 1 .
Если искомое число уменьшить на 1, то получится число делящееся на 2, 3, 4, 5 и 6.
Наименьшее число, которое делится без остатка на числа 2, 3, 4, 5 и 6, есть 60. Нужно, значит, найти такое число, которое делилось бы на 7 нацело и было бы вместе с тем на 1 больше числа, делящегося на 60.
Рассмотрим числа 61, 121, 181, 241, 301 и т. д. Первое из выписанных чисел, делящееся на 7, есть 301. Кроме этого числа, условию задачи удовлетворяют 721, 1141, 1561 и т. д. Ряд чисел, удовлетворяющих условию задачи, бесконечен. Каждое из них получается прибавлением к предыдущему 420 — наименьшего числа, делящегося на 4, 5, 6, 7.
Решение задачи «Сколько яиц в лукошке?»  Задача сводится к нахождению такого числа, которое делится нацело на

Слайд 21Задача древней Греции
— Скажи мне, знаменитый Пифагор,

сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?

Вот сколько,— ответил философ,— половина изучает математику, четверть — музыку, седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть еще три женщины.
Задача древней  Греции — Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои

Слайд 22Решение «Задачи Древней Греции»
Составим уравнение и решим его:



Решение  «Задачи Древней Греции»Составим уравнение и решим его:

Слайд 23Полтабуна и пол-лошади
К табунщику пришли три казака покупать

лошадей. «Хорошо, я вам продам лошадей,— сказал табунщик,— первому продам

я полтабуна и еще половину лошади, второму — половину оставшихся лошадей и еще пол-лошади, третий также получит половину оставшихся лошадей с полулошадью.
Себе же оставлю только 5 лошадей». Удивились казаки, как это табунщик будет делить лошадей на части. Но после некоторых размышлений они успокоились, и сделка состоялась.

Полтабуна и пол-лошади  К табунщику пришли три казака покупать лошадей. «Хорошо, я вам продам лошадей,— сказал

Слайд 24Решение задачи «Полтабуна и пол-лошади»
По условию количество лошадей,

купленных третьим казаком без полулошади равно числу лошадей, оставшихся у

табунщика с полулошадью, т. е. 5 и 1/2 лошадей. Значит, третий казак купил 6 лошадей и после продажи лошадей второму казаку у табунщика осталось 6 + 5=11 лошадей.
Количество лошадей, купленных вторым казаком, без полулошади равно числу лошадей, оставшихся у табунщика, с полулошадью, т.е. 11 и 1/2 лошадей. Значит, второй казак купил 12 лошадей, и после продал лошадей первому казаку у табунщика осталось 23 лошади.
Точно так же находим, что первый казак купил 24 лошади.
Решение задачи «Полтабуна и пол-лошади»   По условию количество лошадей, купленных третьим казаком без полулошади равно

Слайд 25Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика