Слайд 1Милий Алексеевич Балакирев
"Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы
совершенно другие" (В.Стасов)
Слайд 2Композитор из Нижнего Новгорода
Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года
в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье, проживавшей на улице
Грузинской.
После рождения сына семья переехала на улицу Провиантскую (дом №5 сохранился и поныне, но музей композитора в нём до сих пор не создан). Именно здесь прошли детские и отроческие годы Милия, учившегося в нижегородской гимназии.
Необычайно сильное музыкальное дарование обнаружилось у мальчика в раннем детстве. Десяти лет от роду Милий был привезен в Москву к А.Н.Дюбюку, оценившему талант юного пианиста и настоятельно рекомендовавшему продолжение музыкальных занятий.
Слайд 4Первые наставники
Наставником маленького Милия был пианист Карл Эйзерих
На фото –
помещик А.Д.Улыбышев, меценат, первый русский музыкальный критик, автор русской монографии
о Моцарте . Первые музыкальные опыты Балакирева, как пианиста , дирижёра и композитора прозвучали именно в доме Улыбышева
А.Д.Улыбышев принял большое участие в судьбе молодого Балакирева: впервые представил юного виртуоза Петербургу, познакомил его с М.И.Глинкой, перед смертью завещал значительную часть состояния и уникальную нотную библиотеку.
Слайд 5Юность Балакирева
Никакого систематического музыкального курса композитор не проходил, почти все
его музыкальные знания – самообразование, собственный талант и усердие
В
1853-1855гг. являлся вольнослушателем математического факультета Казанского университета
В 1855 г. в Петербурге Улыбышев знакомит Балакирева с М.И.Глинкой, который признаёт его крупный композиторский и исполнительский талант
С 1856г. – после успешного дебюта становится столичным жителем
Слайд 6Влияние М.И.Глинки
Родоначальник русской национальной музыки в 1855-1856гг. часто встречался
с М.А.Балакиревым.
Уезжая в Берлин в 1856г., Глинка подарил девятнадцатилетнему Милию
свой портрет и тему испанского марша («Увертюра на тему испанского марша» окончена Балакиревым в 1857 году). Чуть раньше Глинка отдал младшему своему коллеге другие испанские музыкальные темы, использованные Милием Алексеевичем в 1890-х годах.
Глинке, своему любимому композитору, Балакирев будет хранить верность всю жизнь.
Слайд 7Влияние В.В.Стасова (музыкальный критик на картине И.Репина)
С самого начала
петербургского периода жизни началась дружба Балакирева с Владимиром Стасовым –
музыкальным критиком и писателем, который был старше Милия на 13 лет.
Отношения их сохранялись вплоть до смерти Стасова в 1906 году. Однако если поначалу это была безоблачная взаимная симпатия и дружба, в результате которой во многом формировалось мировоззрение Балакирева и его идейно-эстетическая позиция, то к 1900-м годам взгляды их совершенно разошлись.
Слайд 8Новая русская музыкальная школа
В начале 60-х годов под руководством
Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа»,
«Балакиревский кружок» или «Могучая кучка». В него входят молодые композиторы Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин и совсем юные А.С.Гуссаковский, Н.А. Римский-Корсаков.
Балакирев становится главной движущей силой объединения.
В течение нескольких лет Балакирев проводит своеобразный курс обучения со своими младшими коллегами. «Кучкисты» досконально изучают творческое наследие М.И.Глинки, подробно анализируют лучшие сочинения Бетховена, Шумана, а также произведения современников – Берлиоза, Листа.
Владимир Стасов в «Новой русской музыкальной школе» играет роль так называемого «генератора идей». Именно ему принадлежит большая часть программных задумок будущих произведений всех без исключения членов «Балакиревского кружка» («Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Король Лир» самого Балакирева…).
Влияние Балакирева на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их работах («Ратклиф» Кюи, симфонии Римского-Корсакова и Бородина). Но и дальнейшие сочинения «кучкистов» имеют общие черты балакиревской школы.
Индивидуальные черты особенно сильных талантов Мусоргского и Римского-Корсакого позже развились в полной мере, и обладатели их пошли каждый своей дорогой.
Слайд 9«…Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки
русских музыкантов» (В.Стасов)
Кюи Ц.А. (худ.Маковский)
Римский-Корсаков Н.А. (худ.Серов)
Слайд 10Сделать музыку профессиональных композиторов понятной народу и, в свою очередь, открыть
для всех сокровищницу музыки народной…
Бородин А.П. (худ.Репин)
Мусоргский М.П. (худ.Репин)
Слайд 11Бесплатная музыкальная школа
В 1862 Балакирев совместно с дирижёром Г.Я.Ломакиным организует
в Петербурге «Бесплатную музыкальную школу», ставшую очагом массового музыкального образования,
а также центром пропаганды русской музыки и народности в искусстве. Уже на первых порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек.
После создания в столице А.Рубинштейном первой консерватории и «Русского музыкального общества» Балакирев и его школа подвергаются травле в печати. На 1860-е годы приходится разгар борьбы двух направлений. Балакирев продолжает самоотверженно отстаивать принципы бесплатности музыкального образования.
Бесплатная школа Балакирева терпит крайнюю нужду, и в 1874 году Балакирев её покидает. Обманутый в своих надеждах, Милий Алексеевич был близок к самоубийству. Он перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка и поступает на службу в Управление Варшавской железной дороги, дополнительно зарабатывая на жизнь уроками музыки. Духовный кризис музыканта длится несколько лет.
В 1881 году он вновь становится во главе «Бесплатной Музыкальной Школы» и, на этот раз, остается верен своему детищу до последнего года жизни.
В 1883 году Балакирев по рекомендации своего друга Т.И.Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой.
Слайд 12Любопытный факт
В 1867 году случается метаморфоза: А. Рубинштейн надолго
уезжает за границу, и на должность главного дирижёра «Русского музыкального
общества» приглашен Балакирев – его главный противник.
По личному приглашению Милия Алексеевича для дирижирования несколькими концертами «РМО» в Петербург приезжал Гектор Берлиоз (на снимке).
Балакирев недолго пробыл дирижёром «РМО», покинув его из-за интриг врагов в 1869г.
Слайд 13Творчество М.А.Балакирева
Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные
образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений.
Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока и музыкальным культурам других стран (польской, чешской).
Основная сфера творчества Балакирева – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Лучшие образцы симфонических поэм Балакирева – «Русь» (по мотивам русских народных песен) и «Тамара» (по произведению М.Ю.Лермонтова).
С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть – в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Первая– C-dur – грандиозна по своим размерам и широте замысла. Лишь трагические жизненные события не позволили склонному к самопожертвованию Балакиреву стать автором первой русской симфонии (первым является выходец «Новой русской школы» Балакирева – Александр Бородин).
Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Как пианист, он обладал первоклассной техникой.
Лучшим фортепианным произведением Балакирева считается восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Великий современник Балакирева Ференц Лист очень высоко оценил это произведение, его стараниями фантазию «Исламей» и имя Балакирева узнала вся Европа.
Слайд 14Шопен – любимый композитор Балакирева
По инициативе Балакирева этот памятник
Шопену на его родине в Желязовой Воле был установлен в
1894 году.
Слайд 15Бюст Балакирева на его родине
Хоровое сочинение «Гимн Нижнему Новгороду»
– потрясающей силы возвышенное произведение. Город, претендующий на звание третьей
столицы, официального гимна не имеет и по сей день. А гениальное творение величайшего сына земли нижегородской пребывает в безвестности.
Слайд 16Могила композитора
Скончался Милий Алексеевич Балакирев в 1910 году, пережив почти
всех членов созданного им кружка (кроме Цезаря Кюи). Похоронен композитор
на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 17Память о композиторе
Балакиревский переулок (Москва)
Улица Балакирева (Владимир)
Переулок Балакирева (Липецк)
Улица и
въезд Балакирева (Харьков)
Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти
Нижегородский музыкальный колледж
имени М. А. Балакирева
Самолёт Airbus A320 компании Аэрофлот "М.Балакирев"
Детская школа искусств им. Балакирева
Слайд 18Источники информации и изображений
http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://arktyzo.com/images/stories/articles/2008.01.02/balakirev1.jpg
http://ru.wikipedia.org/
http://www.skill21.ru/index3.htm
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//57/738/57738915_ulybyshev.jpg
http://glinka1804.narod.ru/
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ce/Chopin_zelazowa_wola.JPG
http://allerleiten.livejournal.com/749918.html
http://gazeta.aif.ru/online/kids/139/23_01
http://www.liveinternet.ru/users/lynxe/post125641894/
http://belcanto.ru/mussorgsky.html
http://www.liveinternet.ru/users/2870220/post123843929/
http://vbgcity.ru/node/3219
http://foto.rambler.ru/users/gregoryh@rambler.ru/albums/13817710/photo/465f5b84-7f5f-0de0-b35b-a6c3cc3cf7b9/
http://www.liveinternet.ru/users/2352988/post133308541/
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post199364199/