Слайд 1ПРОЕКТ
«Музыка разных народов»
«Музыкальная культура башкирского народа»
Аниськина Галина Евгеньевна, учитель музыки,
МБОУ
«СОШ №150 г. Челябинска»
Слайд 2Цель:
Получить знания о музыкальной культуре коренного населения Южного
Урала башкирского народа.
Задачи:
1. Собрать информацию по заданной теме, изучить и систематизировать.
2. Узнать
где и когда берет свое начало башкирская музыка.
3. Познакомиться с башкирскими народными музыкальными инструментами.
4. Получить информацию о современных исполнителях башкирских песен
Слайд 3Башкирские народные музыкальные инструменты
Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть
культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они
отражают особенности, темперамент и менталитет башкир.
Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии - все это создают башкирские музыкальные инструменты.
Слайд 4Кубыз
Один из наиболее древних башкирских музыкальных инструментов – кубыз. Несмотря
на свою продолжительную историю, инструмент остается весьма популярным и в
наши дни. Кубыз по внешнему виду и по звучанию очень напоминает варган. Он также относится к язычково-щипковым типам инструментов. Это значит, что звук создается при помощи металлического язычка, который заставляет вибрировать исполнитель.
Слайд 5Курай
Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край,
Неприхотлив и невелик
Курая
песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу,
И только
дуну в свежий срез,
Как зашумит Уральский лес,
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река.
А. Игебаев
Слайд 6Не менее древний и именитый башкирский музыкальный инструмент курай. Исследователи
склонны заявлять, что своей историей этот духовой инструмент уходит в
глубины каменного века. Неудивительно, что башкиры так им гордятся. Изображение курая украшает герб республики, а его звучание можно расслышать даже в национальном гимне Башкирии.
Курай - дальний и древний родственник флейты. Он издревле изготавливался из стебля растения тростникового типа, который произрастает именно на Урале. Поэтому, несмотря на то, что подобных духовых инструментов существует немало в разных культурах, курай имеет свой особенный голос, легко отличимый от прочих.
Наилучшим образом курай звучит на открытом пространстве – его звук приобретает особую глубину и его слышно на очень большие расстояния. Именно поэтому инструмент во все времена был популярен у башкирского народа, жившего скотоводством и охотой. Курай и сегодня самый частый гость на любых национальных праздниках. На нем можно играть как сольно, так и в составе ансамбля.
Слайд 7Думбыра
Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у
казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра
напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.
Слайд 8Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений
башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа.
Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни.
в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра. Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства.
Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.
Слайд 9Зурна
Это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном.
Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на
Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай.
Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа. Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн. Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями - пастухами и скотоводами.
Слайд 10Дунгур
Дунгур или донгор – инструмент ударный. Хотя считается, что в
башкирской музыке ритмичные и ударные звуки чаще всего отходили на
второй план, уступая первенство мелодичности. Однако для задавания ритма чаще всего использовали именно дунгур. Он изготавливался из древесных обрезков, согнутых в кольцо и обтянутых кожей.
Дунгур использовался во всевозможных языческих обрядах, неизменно сопровождавшихся ритмичными звуками с нарастающим темпом. Предположительно, для камлания шаманами в этой местности использовался именно дунгур.
Слайд 11Горловое пение
Башкирский народ умеет и любит использовать в музыке и
возможности человеческого голоса. Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник
пения получила название узляу. Узляу называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего.
Извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае. Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического. Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.
Слайд 12Инструменты, популярные в Башкирии
Русская гармонь
Скрипка
Баян
Слайд 13Список используемой литературы:
1. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа,
изд-во:"Башкирская энциклопедия", 1996г.
2. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин
В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.
3. http://fb.ru/article/399183/bashkirskie-muzyikalnyie-instrumentyi-spisok-s-foto-i-nazvaniyami-klassifikatsiya
4.http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%80%
D0%B0%D0%B9_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)
Слайд 14ПРОЕКТ
«Музыка разных народов»
«Музыкальная культура башкирского народа»
Аниськина Галина Евгеньевна, учитель музыки,
МБОУ
«СОШ №150 г. Челябинска»