Слайд 1Времена года в музыке композиторов – классиков
Работа преподавателя фортепиано и
учителя музыки Иглинской ДМШ и Сош №1 с. Иглино РБ
Хабировой
Е.Н.
Слайд 2 П. И. Чайковский «Времена года» «Осенняя песнь".
Октябрь.
«Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он
запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".
Слайд 3 П. И. Чайковский "Осенняя песнь". Октябрь.
Музыка
этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью.
Сегодня мы
с вами откроем этот альбом на осенней страничке, и послушаем пьесу «Октябрь», которую композитор назвал«Осенней песней».
Слайд 4Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой
В качестве эпиграфа для поэтического описания октября
П
. И. Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н.Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду.
Слайд 5 П. И. Чайковский "Осенняя песнь". Октябрь.
Пьеса
имеет двухчастную форму с репризой. Тональность ре минор. Элегическая по
настроению, мелодия берет за душу своей простотой и напевностью. Музыкальная фактура состоит из мелодии и аккомпанемента, который звучит очень сдержанно и спокойно , будто боясь вспугнуть красоту тихого осеннего пейзажа. В музыке Чайковского как будто слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы,.
Слайд 6П. И. Чайковский "Осенняя песнь". Октябрь.
Но
в вот в середине пьесы легкие трели напоминают нам о
теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Тональный план становится более неустойчивым (здесь появляются отклонения в тональности Ш и VI ступеней), это приводит к появлению новой, мажорной тональности (ми мажор). Тональность Ми мажор не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и затихает. И снова появляется образ холодной, прозрачной осени в ре миноре.
Слайд 7 П. И. Чайковский "Осенняя песнь". Октябрь.
При прослушивании музыки Чайковского трепетное чувство охватывает душу, дарит последнюю
надежду на тепло. Но в репризе природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она как будто дает насладиться прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
Слайд 8
Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.
Осень во
«Временах года» Вивальди созвучна с таким городом Италии как Рим
– гордым и торжественным, он изображает пышный закат, когда природа многогранна в своих явлениях и приносит радость людям щедрым урожаем.
Слайд 9Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.
Сонет:
Шумит крестьянский
праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех
слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец
Слайд 10Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.
Концерт состоит
из трех частей, контрастных между собой.
Первая часть - Allegro,
где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают. Может быть композитор хотел показать наступление первых холодов, после яркой и цветной осени?
Слайд 11Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.
Вторая часть
этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, здесь
хорошо слышится гармоническая основа. Мелодия звучит слегка изворотливо и нежно, как капризная осенняя погода ,но звучание ее усиливается басом. Мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, но вскоре звучание медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.
Слайд 12Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.
Третья часть
концерта – поздняя осень .Музыка звучит в быстром темпе- Allegro
, в танцевальном жанре и обогащена звуковыми элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.
Слайд 13Заключение .
Мы послушали с вами два
разноплановых и разнохарактерных произведения ,написанных в разные исторические эпохи
композиторами различных направлений и жанров, в частности- музыку Вивальди- эпохи барокко и музыку Чайковского- эпохи русского романтизма
Оба произведения объединены одной темой- смена времен года, картина Осени
Можно сделать вывод, что осень у композиторов совершенно разная, каждый из них видел родную природу в своем ракурсе.
У Чайковского – это спокойная русская равнина, лирика и напевность, а у Вивальди -пышная и полная южных эмоций картина.
И все таки композиторов объединяет любовь к природе и родной земле, ее тонкое понимание и творческий подход к этой теме.
Слайд 15Интернет-ресурсы:
Фон для рамки http://www.vashsad.ua/i/gallery/wallpapers/10/1600_1200/A70Zaz84.jpg
Линия http://s4.pic4you.ru/y2014/06-20/24687/4456516-thumb.png