Разделы презентаций


Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (профильный уровень)

Содержание

Мифология– форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и

первых философских учениях

Презентация разработана преподавателем НСВУ Гуськовым Виктором Анатольевичем

Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и

Слайд 2Мифология
– форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в

себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Мифология– форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие

Слайд 3Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание)
– повествование, передающее представления

людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего

сущего, о богах и героях.
Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:
происхождение Вселенной, Земли и человека;
объяснение природных явлений;
жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.
Черты мифа:
очеловечивание природы;
наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём,

Слайд 4Первые философские учения
Древнекитайская философия
Древнеиндийская философия
Античная философия

Первые философские ученияДревнекитайская философияДревнеиндийская философияАнтичная философия

Слайд 5Древнекитайская философия: общие черты
Сочетание космоцентризма и антропоцентризма.
Человек являет­ся сгустком

трех видов космической энергии (цзин (материальная энергия зарождения), ци (духовно-материальная

энергия), шэнь (духовная энергия)).
Дополнительно выделяют два вида сексуальной энергии (ян – мужская и инь – женская); отсюда все сущее делится на два противоположных начала мужское и женское.
В основе всей ок­ружающей действительности лежит «Тай-цзи» – единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Отсчет человеческой жизни начинается с момента зачатия.
После смерти человек (его «шэнь») остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми.
В качестве духовного центра человека выделяется сердце.
Призывается ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его продолжительность.
Признается приоритет коллективных ценностей.
Древнекитайская философия: общие чертыСочетание космоцентризма и антропоцентризма. Человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии (цзин (материальная энергия

Слайд 6Древнекитайская философия: основные направления

Древнекитайская философия:  основные направления

Слайд 7Даосизм
Существует два типа энергии: 1) «дао» (путь, по которому в

своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон,

обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту) и 2) «дэ» (благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало «дао» преобразовалось в окружающий мир).
Все в мире взаимосвязано.
Существует круго­оборот материи в природе.
Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние.
Особа императора священна, через императора на все человечество сходит «дэ».
Путь к счастью, познанию истины – освобождение от жела­ний и страстей.
Необходимо во всем уступать друг другу.
ДаосизмСуществует два типа энергии: 1) «дао» (путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,

Слайд 8Конфуцианство
Человек – прежде всего, участник социальной жизни.




Принципы:
жить в

обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших по

возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.

КонфуцианствоЧеловек – прежде всего, участник социальной жизни. Принципы: жить в обществе и для общества; уступать друг другу;

Слайд 9Легизм
Человек обладает изначально злой природой.
Движущей силой человеческих поступков являются

личные эгоистические интересы.
Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп)

взаимопротивоположны.
Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.
Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся.
Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием.
Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы.
Законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы.
Государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству).
Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
ЛегизмЧеловек обладает изначально злой природой. Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы. Как правило, интересы отдельных

Слайд 10Древнеиндийская философия: общие черты
Существует три вида сознания: материальное («пракрити»), чистое

сознание («пуруша» – первичная энергия, из которой возникли Вселенная и

люди), сознание сновидения, мираж («майя»).
Душа состоит из двух начал: атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе) и манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни).
Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы.
Реинкарнация – система перерождений бессмертной души.
Мокша – высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души прекращается.
Души, достигшие мокши, становятся Махатмами – Великими Душами.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле.
Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает.
Древнеиндийская философия: общие чертыСуществует три вида сознания: материальное («пракрити»), чистое сознание («пуруша» – первичная энергия, из которой

Слайд 11Древнеиндийская философия: основное направление

Древнеиндийская философия:  основное направление

Слайд 12Буддизм
Главная идея – «Средний путь» жизни (путь знания, мудрости, разумного

ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования) между двумя крайними: «путем удовольствия» и

«путем аскетизма». Ко­нечная цель среднего пути – Нирвана (высшая благодать).
Благородные (арийские) истины: 1) земная жизнь полна страданий; 2) страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; 3) от страданий можно избавиться; 4) существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Для достижения Нирваны предлагается план личностного самосовершенствования: («Восьмеричный путь»), пре­дусматривающий соблюдение следующих принципов:
правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
правильная мысль;
правильная речь;
правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
правильный образ жизни – соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;
правильное умение – усердие и трудолюбие;
правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом.
Заповеди буддизма:
не убий;
не укради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
БуддизмГлавная идея – «Средний путь» жизни (путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования) между двумя крайними:

Слайд 13Античная философия: основные направления

Античная философия:  основные направления

Слайд 14Софизм
Софизмы – логические приемы, уло­вки, благодаря которым правильное с первого

взгляда умозак­лючение оказывалось, в итоге, ложным и собеседник запутывался в

собственных мыслях. Особенности софизма: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Сократ отошёл от софизма. «Майевтика» Сократа – метод диалога, построенный на основе логических приемов с наводящими вопросами и последовательными соглашениями собеседника, подводящий его к самостоятельному нахождению истины. Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ занимался просвещением толпы, что не понравилось правителям Афин, его объявили смутьяном, судили и казнили.
СофизмСофизмы – логические приемы, уло­вки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось, в итоге, ложным и

Слайд 15Киники
Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни

– вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т.

д.) и проверка данного образа жизни на себе.
Особенности:
асоциальная свобода (то есть свободы вне общества);
добровольный разрыв социальных связей;
отсутствие постоянного места жительства;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной;
восхваление физической и духовной бедности;
крайний аскетизм;
замкнутость;
критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

КиникиГлавная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество,

Слайд 16Стоицизм
Школа стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре,

при этом разделяя их аскетизм и критику человеческих пороков.
Главная

идея этики стоиков – телеологически (божественной созидательной волей) и каузально (причинно-следственными связями) предустановленный ход мировых событий.
Особенности:
призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);
признание добродетели высшим благом, а порока – единст­венным злом;
определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;
призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;
восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;
высокий эстетизм в мыслях и поступках;
осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
признание стремления к счастью высшей целью человека.
СтоицизмШкола стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре, при этом разделяя их аскетизм и критику

Слайд 17Идеализм (линия Платона)
Типы государства:
1) монархия – справедливая власть одного

человека;
2) тирания – несправедливая власть одного человека;
3) аристократия

– справедливая власть меньшинства;
4) олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5) демократия – справедливая власть большинства;
6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии;
7) идеальное «госу­дарство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах. Двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
План государственного устройства Платона:
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости – участвуют в военных действиях;
философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
философы и воины должны иметь лишь небольшую долю личной частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.
Идеализм (линия Платона)Типы государства: 1) монархия – справедливая власть одного человека; 2) тирания – несправедливая власть одного

Слайд 18Материализм (линия Демокрита) Аристотель
Человек:
по биологической сущности является одним из видов

высо­коорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет

врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе). Потребность жить в коллекти­ве приводит к возникновению общества – большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.
Типы государства: «дурные» (тирания, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия)) и «хорошие» (монархия, аристократия, полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии – идеальное государство «среднего класса»).
Материализм  (линия Демокрита) АристотельЧеловек: по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных; отличается от животных

Слайд 19Материализм (Эпикуреизм)
Основные положения «Эстетики» Эпикура:
своим появлением на свет человек обязан

самому себе (ро­дителям);
человек есть результат биологической эволюции;
боги, возможно, существуют (как

нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
душа является особым видом материи, поэтому она смертна, как и тело;
человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
счастье человека состоит в удовольствии (отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия));
нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Материализм  (Эпикуреизм)Основные положения «Эстетики» Эпикура:своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям);человек есть результат биологической

Слайд 20Подведение итогов темы
Первые философские учения исходят из тесной связи человека

с природой. Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно не

находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу человека. При этом философы древности описывают человека и общество с разных сторон:
человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм, Платон, Аристотель, стоицизм);
человек – существо материальное и биологическое (Аристотель, Эпикур, киники);
человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм, стоицизм).
Проблема человеческого общества в первых философских учениях неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон, Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в подчинённом положении и его интересы не могут быть выше коллективных и государственных.

Подведение итогов темыПервые философские учения исходят из тесной связи человека с природой. Находясь с гармонии с природой,

Слайд 21В эпоху Средневековья
философы сместили акцент на теоцентризм, в котором

проблемам человека и общества уделяется внимание лишь по причине того,

что человек – творение бога (склонное грешить (не подчиняться богу), а общество должно быть выстроено по идеальному образу «Божьего Царства».

В эпоху Средневековья философы сместили акцент на теоцентризм, в котором проблемам человека и общества уделяется внимание лишь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика