Слайд 1ТВОРЧЕСТВО - БЕСПОЛЕЗНОЕ БАЛОВСТВО ИЛИ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОСТИ?
Панов Егор Игоревич,
заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 1»
Слайд 2К вопросу о развитии у учащихся творческого подхода в обучении
Школа — это то место,
где нам дают ответы на вопросы,
которые
мы не задавали.
Из сочинения
десятиклассника
Слайд 3Актуальность
До каких пор школа будет выполнять эту ненужную детям
функцию? Может пора поговорить о другом!
Творчество - это двигатель
человеческого развития. Не будь творчества, мы остались бы первобытными людьми, возможно даже не появились.
Слайд 4Понятие «творчество»
Говоря о творчестве, мы будем понимать его как созидание
нового.
объективно нового (того, чего не было раньше), и
субъективно
нового (того, что ребенок впервые открыл для себя)
Слайд 5К. Роджерс
«Творческий характер имеют... действия ребенка, изобретающего со своими товарищами
новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус
для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман»
Слайд 6Проблема
Творчество — это удел дополнительного образования, специальных психологических занятий,
это «подарок» учащимся в последний день четверти, когда все равно
бессмысленно начинать новую тему, а урок проводить надо... Этакое баловство, лакомство. Приятное, но необязательное!
Слайд 7Рождение нового
Созидание нового — неотъемлемая часть человеческой жизни и
жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально
учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами.
Слайд 8Ценность творческого опыта человека
Проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в
настоящее.
Наивность, естественность, открытость.
Отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго»
и давящего «альтер-эго».
Отказ от страха.
Сила и мужество.
Творческое постижение мира вместо абстрактного познания.
Обретение внутренней целостности и гармонии с собой.
Переживание своей уникальности и понимание другого в момент творчества.
Слайд 9Творчество – не просто дополнение к основному содержанию предмета
Творческий опыт
должен быть (и, к счастью, все чаще действительно становится) нормальной
составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе.
А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — делаются обязательной частью этого процесса.
Слайд 10Точка отсчета
Один и тот же материал, в одном и том
же объеме может быть подан в разной форме: репродуктивной, творческой,
исследовательской, ценностно-смысловой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный.
Слайд 11Черты творчества
Видение новой проблемы в знакомой ситуации.
Видение целостной структуры объекта
и его новой функции.
Самостоятельное комбинирование известных способов действия, превращение их
в новый способ действия.
Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств.
Самостоятельный перенос (ближний и дальний) знаний и умений в принципиально новую ситуацию.
Построение принципиально нового способа решения проблемы.
Слайд 12Широкую популярность приобретают:
интегративные уроки,
межпредметные конференции,
межпредметные и надпредметные учебные проекты
и игры — все это один из способов развития творческих
способностей
Слайд 13Принципы формирования творческости по Э. Де Боно
Развитие способности видеть многофункциональность
вещи.
Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта
и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.
Развитие способности к осознанию стереотипной идеи и освобождения от ее влияния.
Содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени).
Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
Обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.
Обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.
Слайд 14Творчество на основе системы творческих заданий
1) моделирование;
2) установление причин;
3) определение последствий;
4) определение новых функций;
5) решение противоречий;
6) поиск проблем;
7) анализ научных закономерностей и теорий.
Слайд 15Творчество на основе системы исследовательских заданий
Виды исследовательских заданий:
Теоретический анализ
нерешенной проблемы.
Создание новых методов исследования.
Анализ научных теорий и определение «белых
пятен» — фактов, которые теория не может объяснить.
Описания открытий и изобретений.
Описание новых нерешенных проблем.
Творческие биографии ученых.
Слайд 16Методы научных исследований на уроках
реферирование научно-популярной литературы,
анализ решенных
научных проблем,
поиск подходов к решению нерешенных научных проблем.
Слайд 17Д.Г. Левитес пишет:
«Если учитель сам активно и широко применяет в
своей работе метод проблемного обучения, его ученики раньше или позже
начинают нащупывать проблемы, актуализировать противоречия в самых, казалось бы, стандартных ситуациях.
Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабого владения материалом или из-за боязни класса учитель интуитивно или сознательно старается избежать неожиданных детских вопросов».
Слайд 18АЛГОРИТМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
(по В.А. Бухвалову)
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
СИНЕКТИКА -
метод творческих задач путем поиска аналогий
МЕТОД
ТВОРЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Преобразующие вопросы:
1. Альтернативное применение
2. Изменения
3. Уменьшение или увеличение
4. Замещение
5. Перемещение
Слайд 19Вывод
творчество не просто необходимо для развития общества, но и
одновременно выполняет функцию фиксации определенного этапа развития. Без него человек
перестал бы просто существовать.
"Жизнь закончится тогда, когда перестанет жить в ней творчество!"