Слайд 1Что такое трудный ребенок?
Психологическое сопровождение
Слайд 2 Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от
принятых в обществе стандартов и норм (по-другому мы их называем
дети с девиантным поведением или дети «группы риска»).
Слайд 3 «Трудный»: младший школьный возраст.
Дети не умеют играть со
сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять
работу. Отсюда неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Слайд 4Важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с
трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе.
Научить самостоятельно
готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Слайд 5«Трудный»: средний школьный возраст
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только
отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки
копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, не сдержанность, дурачливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Слайд 6Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою
деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость
к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку.
Подростковая лень – особый объект внимания учителя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность.
Слайд 7«Трудный»: старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянуться к самостоятельности. Но
социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей пока
еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Слайд 8Почему появляются дети с девиантным поведением?
Причины, связанные с психическими и
психофизиологическими расстройствами;
Причины социального и психологического характера.
По отношению к подросткам к
подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
Слайд 9Среди юношей по распространенности видов девиантного поведения занимают:
1 место –
алкоголь и курение;
2 место – нарушение общественного порядка;
3 место –
хулиганство;
4 место – токсикомания;
5 место – мелкое воровство.
Слайд 10Среди девушек по распространенности видов девиантного поведения занимают:
1 место –
нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;
2
место – алкоголь и курение;
3 место – проституция;
4 место – употребление наркотических веществ;
5 место – нарушение общественного порядка.
Слайд 11На вопрос о причинах девиантного поведения ответы распределились следующим образом:
Желание
обратить на себя внимание – 10% опрошенных;
Желание завоевать авторитет –
5%;
Отсутствие значительных материальных возможностей – 30%;
Просто так от скуки – 7%;
Масса свободного времени – 42%.
Слайд 12 По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к
увеличению такие виды девиаций, как:
курение и наркомания – 28%;
употребление алкоголя – 24%;
отказ учиться, сквернословие, уход из дома – 20%;
агрессивность, раннее начало половой жизни – 16%;
непослушание, ложь, беспорядочная половая жизнь, токсикомания и воровство – 12%.