Слайд 2ЧТО ТАКОЕ?
Hа Западе Дальтон-план входит, скажем так, в пятерку наиболее
часто применяющихся педагогических систем. У нас это не так, у
нас даже почти и не знают, что такое Дальтон-план. Ответ большинства учителей был в том роде, что, мол, "это когда нет ни классов, ни уроков". Нечто вроде полной анархии с каким-то там еще и планом, неизвестно куда приделанным. Другие путают Дальтон-план и метод проектов: "проект" и "план" - слова похожие. Даже в газетных публикациях проскользнула "мысль", что в Дальтон-плане нет классов. Все эти мнения отражают полное наше невежество, а откуда ему было взяться-то, "вежеству", если даже в последнем Советском Энциклопедическом Словаре упоминания не то что о Елене Паркхерст, но и о самом Дальтон-плане не было. Просто не было такого слова! Как нет, впрочем, и в популярной ныне компьютерной "Энциклопедии Кирилла и Мефодия".
Слайд 3
Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе,
основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон
(Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. Создательница Д.-п. американская деятельница народного образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904—20 в различных школах. При организации работы по Д.-п. учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в сов. школу в форме т. н. бригадно-лабораторного метода.
Слайд 4
Цель Дальтон-плана — научить учащихся самостоятельно добывать знания, с помощью
хорошо составленных Дальтон заданий, в которых дан обзор определенного раздела,
требующих усвоении. Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задачи соответствуют умственным силам ученика, хуже, если, предлагаемые задания выше понимания учащегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением заданий. Только работа доступная пониманию, будит интерес, и заставляет расти творческие силы.
Слайд 5Три основных принципа Дальтоновской школы:1) свобода;
2) самостоятельность; 3) сотрудничество.
1. Свобода – это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в своей
группе организую таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важную роль сохраняется за учителем (руководит, стимулирует, сохраняет свободу, контролирует и обучает).
Слайд 6
2. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе
с другими учениками и учителем. Учащиеся могут обращаться за помощью
друг к другу. На первых уроках учащиеся группы определяют важные аспекты сотрудничества:
умение прислушиваться друг к другу;
принимать совместные решения;
ясно выражать свои желания и намерения;
разрешать конфликты;
доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;
ощущать свою ответственность за выполнение задания.
Задача учителя: обеспечить руководство и помощь.
Слайд 7
3. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям.
В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует
в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий учитель должен рационально распределить время так, что каждый может получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Для организации самостоятельной работы учитель:
формулирует задания ясно и четко;
устанавливает реальные сроки для выполнения заданий;
определяет условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;
дифференцирует задания для “быстрых” и “медленных” учеников;
указывает вспомогательные источники информации
определяет четкие правила поведения, предоставляя возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.
Слайд 8
Функции учителя на Дальтон-уроке:
Мотивационная
Поддерживающая
Коррекционная
Рефлексивного анализа
Инструктивная
Контролирующая
Психологической поддержки
Консультационная
Слайд 9
Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания
может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев
(индивидуальный проект). Задание – это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин “подряд” вместо “задание”.
Слайд 10
В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических,
так и организационных. Например, в одном задании учитель делает акцент
на работу с текстом, а в другом – на совместное обсуждение определенного вопроса.
Что касается непосредственно оформления заданий, то работа с заданиями может быть эффективной только в том случае, если учащийся в любое время дня сможет видеть, в чем заключается задание. Этого учитель достигает следующими способами:
листок задания размножает для каждого ученика;
листок задания (если он общий для всех) вывешивает в классе на доске объявлений, и учащиеся имеют возможность переписать содержание задания в тетрадь.
Необходимо помнить, что для реализации Дальтон-задания необходимо, чтобы учащийся в любое время имел доступ к нужному ему для выполнения данного задания материалу. Старается подбирать материал, адаптированный к уровню учащегося.
Слайд 11Формы учебной деятельности по Дальтон-плану:
коллективный урок;
классный урок;
конференция.
Слайд 12
1) Коллективный урок. На таком уроке выявляется проблема, которая появилась
в результате деятельности различных учащихся, но является общей для определенной
группы. Учитель является участником и организатором обсуждения, а ученик участником и субъектом организованной деятельности. Результатом коллективного урока будет являться решение проблемы и выход на последующую деятельность через возникшие вопросы.
Во время коллективного урока нельзя:
уходить от заявленной темы;
делать выводы, носящие законченный характер;
игнорировать чье-либо мнение;
давать оценку высказываниям.
Слайд 13
2) Классный урок – это традиционный урок, направленный на отработку
навыков и умений и на их закрепление. В некоторых случаях
классный урок может стать уроком коллективной рефлексии, анализа, подведения итогов. Это может быть фронтальная беседа, контрольная работа, выполнение тестовых заданий.
3) Конференция. Ее основными признаками являются:
а) необходимость определенного периода для подготовки к обсуждению проблемы, которая известна заранее;
б) выступления готовятся в форме докладов, а не сообщений (основное отличие одного жанра от другого – в проявлении собственной точки зрения);
в) конференция устанавливает свои правила, тем самым вводятся определенные культурные нормы; г) выступления на конференции рецензируются учителем (комиссией) с точки зрения их качества.
Слайд 14
К положительным сторонам можно отнести следующее:
индивидуализация процесса обучения;
развитие способности
выбора;
активный способ обучения;
стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей;
развитие умения самооценки;
развитие
чувства ответственности;
развитие умения сотрудничества;
развитие собственных идей;
возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;
приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой
Слайд 15
К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков относится:
трудоемкость в составлении
Дальтон-заданий;
необходимость составления заданий для каждого ученика;
большая подготовительная работа;
создание соответствующих условий
для выполнения Дальтон-заданий;
организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.
Слайд 16ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
Дата
№ урока
Тема
Литература: учебник, страница.
Срок выполнения
Форма отчета
Место сдачи материала