Слайд 1Дети «группы риска».
Что мы понимаем под «группой риска»
МКОУ
«Чатлыковская СОШ»
педагог-психолог
Юрлова Т.В.
2014.
Слайд 2«Будущее любой страны заключается в ее детях» – известная истина.
Слайд 3Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка
связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении.
Семьи,
пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска.
Слайд 4Эти дети переходят в «группу риска» в том случае, если
в семье и в школе им не будут созданы коррекционно-реабилитационные
условия. Отсутствие этих условий станет той границей, которую может пересечь ребенок и оказаться в группе риска.
Слайд 5В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто
в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться
сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Слайд 6
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного,
нежелательного, что может произойти или не произойти.
Слайд 7Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны,
это риск для общества, который создают дети данной группы.
Однако в
последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д.
Слайд 8Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и
подростков к данной категории.
Л. В. Мардахаев относит к группе риска
группы: многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей.
По мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические.
Слайд 9Е. Летунова, которая выделяет следующую группу факторов риска:
-медико-биологические;
-социально-экономические;
-психологические;
-педагогические.
Слайд 10Л.Я. Олиференко,
Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева дают следующие определение детям
группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни
более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Слайд 11Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.2008 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной
ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети-жертвы насилия;…….
Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этнологией, т. е. имеет разные социальные корни.
Слайд 12В общеобразовательной школе можно выделить пять основных проблемных групп детей,
которые находятся в зоне риска и могут перейти в группу
риска, если им не будут созданы не6обходимые условия.
Слайд 13С.В. Титова. Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе
риска(2008).
Слайд 15При этом дети группы риска не только испытывают воздействие негативных
факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со
стороны окружающих, тогда как оказанное в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью
Слайд 16Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы.
Тогда
кто и как может им помочь?