Слайд 2Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения
400 тысяч детей. Их хотели сберечь в первую очередь, стремились
укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.
Слайд 3Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады". Шурик Игнатьев, трех с
половиной лет, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл
свой листок беспорядочными каракульками с небольшим овалом в центре.
«Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же.
Слайд 4Во время воздушной тревоги, на крышах домов и школ дежурили
бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. «Зажигалку», которая
шипела и брызгала, быстро хватали щипцами и тушили, сунув в ящик с песком. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось.
Слайд 5«Мне было десять лет, - вспоминает один из жителей блокадного
города А. Молчанов. - Я ходил за водой с чайником.
Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю.
Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».
Слайд 6«Мы здесь живем очень плохо, - пишет в письме семилетний
мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у
меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».
Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они отказывались в мирное время.
Слайд 7Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить
малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему нет еды?
Почему взрослые ничего не могут исправить?
У каждого ребенка своя страшная история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок.
Сколько огромного горя скрывается в этих детских строчках, авторы которых неизвестны.
Слайд 8 Алиса Фрейндлих 7 лет
«Главное впечатление моего детства —
война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда
же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили.»
Слайд 9Валя Котик
В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный
кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой
Гитлера прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.
29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.
Слайд 10Не было таких событий в блокадном городе , в которых
не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя
погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал.
Слайд 11Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью
«За оборону Ленинграда».