Слайд 1ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт для
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Слайд 3ДЕТИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ В ПЕРВЫЙ КЛАСС В 2010 Г., БУДУТ
ПРОДОЛЖАТЬ СВОЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕРНО ДО 2060 ГОДА
Какие результаты образования
будут востребованы у выпускника после окончания школы в 2021 году?
Каким будет мир во второй половине XXI века?
Слайд 4Специфика
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети
с разными нарушениями развития:
слуха
зрения
речи
опорно-двигательного аппарата
задержкой психического развития
умственной
отсталостью
выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА)
множественными нарушениями развития
Слайд 5Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик
от практически
нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности
до
детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, умственной отсталостью и множественными нарушениями развития
способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками
нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе обучения или специальной индивидуальной программе развития.
Слайд 6Смысл разработки ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому
ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям
и возможностям, вне зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития,
способности к освоению цензового уровня образования,
вида учебного заведения,
региона проживания.
Слайд 7Потребность в дифференцированном ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Из-за неоднородности
состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с
ОВЗ - разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям
Слайд 8Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1598 от 19 декабря 2014 года
Слайд 9Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью
включает в себя требования к
структуре адаптированных основных образовательных программ
(в
том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему
результатам освоения адаптированных основных образовательных программ
условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
Слайд 10Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ
максимально расширить охват детей
с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
дать ребенку возможность
реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта
Слайд 11Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ
обеспечить на всей территории
РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;
эволюционно перейти от двух
параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного образовательного учреждения в другое.
Слайд 12компоненты
ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 13Реорганизация предметных областей!!!!
(практико-ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом
занятии)
Слайд 14Области ОБРАЗОВАНИЯ:
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:
Язык – речевая практика
Математика – практика применения математических знаний
Естествознание – практика взаимодействия с
окружающим миром
Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми
Обществознание – практика жизни в социуме
Знание об искусствах – практика творчества
Слайд 15Компоненты: «академический» и «жизненной компетенции»
Шесть традиционных областей образования, но их
содержание выстраивается в новой логике.
Каждая область образования включает два
взаимодополняющих компонента - «академический» и «жизненной компетенции».
Слайд 16Требования к содержанию основных образовательных программ
Компоненты жизненной компетенции и академических
знаний отражены в:
учебных программах
программах внеклассной деятельности
программе
коррекционной
работы
Слайд 18Компонент «жизненной компетенции»
рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение
знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными
возможностями здоровья в обыденной жизни.
Слайд 19
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на
обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие
отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая на личные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.
Слайд 20Специальная работа по формированию «жизненной компетенции»
Развитие адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать
в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Овладение навыками коммуникации
Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Слайд 21Варианты специального стандарта образования детей с ОВЗ
Каждый вариант должен характеризоваться
по основным параметрам:
результатам
структуре
условиям
конечному уровню образования (цензовый, нецензовый,
индивидуальный)
Слайд 22Требования к образовательным результатам
Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать
по завершению каждой из ступеней школьного образования
что ребенок должен знать
и уметь на данной ступени образования;
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
насколько активно, свободно и творчески он их применяет
Слайд 23Специфичность стандартизации :
требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения
школьного образования
требования к структуре адаптированной образовательной программы
структуре специальной программы
развития
требования к условиям получения образования
Слайд 24Стандарт является основой для
разработки и реализации образовательной организацией (самостоятельно) адаптированной
основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;
Слайд 25Дифференциация специального стандарта образования
умственно отсталых детей
Слайд 26Дифференциация специального стандарта образования
умственно отсталых детей
ОБРАЗОВАНИЕ В 1 ВАРИАНТЕ НЕСОПОСТАВИМО
ПО КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ С ОБРАЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАК ОБЩИХ, ТАК И ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ), ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ,
СПЕЦИАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Слайд 27Дифференциация специального стандарта образования
умственно отсталых детей
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ НЕОБХОДИМУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ,
ПРОВЕДЕНИЕ
ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ,
ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА В ЗДАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ УСЛОВИЯ.
Слайд 28Ресурсное обеспечение
Правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта
специального федерального стандарта образования, его реализации и при необходимости перехода
на другой вариант.
Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.
Слайд 29ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К РАБОТНИКУ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
мотивация компетенции
готовность
к росту
инициатива
ответственность
тщательность и аккуратность в работе с
документами
продуктивность (умение вести сразу несколько проектов)
мобильность
опыт решения проблем в группе
опыт организации группы для решения проблем
умение прогнозировать результаты работы
способность к рациональным , аргументированным, рефлексивным решениям
Слайд 30Ресурсное обеспечение
Финансово-экономическое обеспечение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их
исполнения.
Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования,
включая параметры информационно-образовательной среды.
Слайд 31 Переход
на ФГОС осуществляется учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного
этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации
ФГОС. При этом необходимо учитывать сложившую на территории Российской Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс обучения. Стандарт вводится только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.
Слайд 32
В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода проектной модели внедрения
ФГОС для обучающихся с ОВЗ в практику работы образовательной организации
могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:
Слайд 33
1. Создание рабочей группы ОО по сопровождению внедрения ФГОС НОО
для обучающихся с ОВЗ .
2. Анализ требований ФГОС к
структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.
Слайд 34
3. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проектным требованиям.
Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации. Разработка Адаптированной основой
образовательной программы, Программы коррекционной работы, Специальной индивидуальной программы развития.
Слайд 35
4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО
для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса
обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой ОО и соответствующих внутренних локальных актов организаций.