Слайд 1Методические рекомендации по работе с родителями
Аверенос Н.Б.
Слайд 2 «Без знания ребенка – его умственного
развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков,
наклонностей – нет воспитания»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3
Родители – это отец и мать по отношению к своим
детям
(толковый словарь)
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе
становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.
Слайд 4Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание
Собрание должно
просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в
учебе.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Слайд 5 Родители вправе ожидать от человека,
профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо
трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению.
В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.
Слайд 6Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия с семьей
учащегося
Нужно дать родителям возможность рассказать все то, с чем
они хотели бы ознакомить вас в неофициальной обстановке
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и психологом
Слайд 7Во время консультации
выясняют все необходимые данные для своей дальнейшей
профессиональной работы с ребенком
особенности здоровья ребенка
его увлечения, интересы
предпочтения в общении
в семье
поведенческие реакции
особенности характера
мотивация учения
моральные ценности семьи
Слайд 8В ходе консультации можно использовать анкету «Мой ребенок»
С кем дружит
ваш ребенок?
Как часто у вас в доме бывают друзья вашего
ребенка?
Как часто ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
Допишите, пожалуйста, фразу:
1. Общаясь с одноклассниками мой ребёнок…………………………………………….
Слайд 9Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе психолога
Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат
наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и другое
Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка.
Рекомендации могут быть письменными или устными.
Слайд 10Рекомендации психолога более эффективны, если на диагностическом этапе ему удаётся
определить основные поведенческие синдромы учащихся, от самых тяжелых и редких
до весьма распространенных
Диагностика может проводится с помощью рисуночного теста «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Три дерева» которые выявляют такие симптомы как тревожность, агрессивность, замкнутость, отверженность и другое.
Слайд 13Также проводим тест «Рисунок семьи» с целью диагностики внутрисемейных отношений.
Признаками депрессивного настроения являются следующие изображения: вода, лед, дождь, звезды,
холодильник, а также спящие или больные люди.
Слайд 15Оценка агрессивности, депрессивности учащихся проводится с помощью методики «Несуществующее животное».
Шипы,
панцирь, иглы, острые углы интерпретируются как агрессивная защита, а зубы
– как вербальная агрессия.
Слайд 18 Проведя диагностическую работу, рекомендуем родителям правила общения
с тревожными и агрессивными детьми в виде материала в форме
памятки.
Слайд 19Все памятки, предлагаемые родителям очень лаконичны, имеют компактный внешний вид
(буклет), их удобно и просто изучить во время прихода родителей
в школу, взять с собой после тренинга или консультации.
Содержание памятки, в виде конкретных рекомендаций и пожеланий, облегчает усвоение изложенного и помогает родителям корректировать свои взаимоотношения с ребёнком.
Слайд 20 Памятки
Памятки для родителей позволяют
в ненавязчивой, адресной форме оказать психологическую консультацию. Их можно использовать
в качестве обобщения в конце практических встреч с родителями, в качестве своеобразных “путеводителей” в повседневном общении с ребёнком.
В практике своей работы мы убедились в том, что памятки очень эффективны во взаимодействии с семьями учеников и пользуются популярностью среди родителей
Тематика памяток для родителей разнообразна и касается актуальных сфер развития, воспитания и обучения ребёнка-ученика
Слайд 21
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не
сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на
релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Правила общения
с тревожными детьми...
Слайд 22Как помочь агрессивному
ребёнку?
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать
модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные
поступки.
Наказания не должны унижать ребенка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способность к сопереживанию.
Расширять поведенческий репертуар ребенка
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Учить брать ответственность на себя
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью
Слайд 23суицид
как предотвратить
«Профилактика наркомании»
По профилактике потребления ПАВ в
школе ведёт активную работу с родителями наркопост
Слайд 24 «Для того нам и даны проблемы одаренных детей, чтобы
понять как обучать нормальных…»
Слайд 25Родители одаренных: как с ними взаимодействовать?
Родители одаренных детей
в той же мере отличаются от обычных, как и сами
их необыкновенные дети. Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей.
Слайд 26Рекомендации по работе с родителями одаренных детей:
1. Не сравнивайте
детей друг с другом.
2. Необходимо сотрудничать с родителями - постоянно
и терпеливо объяснять им основную стратегию развития, которая выбрана в отношении их ребенка
3.Обязательно привлекайте родителей к развитию творческих способностей ребенка.
4. Сделайте родителей одаренного ребенка вашими коллегами по учебной работе. Доверие к интеллекту улучшит ваш контакт с родителями и принесет пользу ребенку.
5. Не следует вмешиваться в семейную жизнь родителей. Без такого запроса ваше вмешательство в чужую семейную жизнь пользы не принесет, а ваши отношения с этими родителями, безусловно, разрушит.
Слайд 27Важной составной частью работы психологической службы школы является подготовка к
ЕНТ
Слайд 28Чтобы поддержать ребенка, родителям необходимо
• Забыть о прошлых неудачах
ребенка
• Помочь ребенку обрести уверенность
• Проявлять веру в ребенка
• Создать дома обстановку дружелюбия и уважения
• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена
• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов
• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок
• Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять
• Обратите внимание на питание ребенка
Слайд 29Детство – подготовка к взрослой жизни.
Будет оно хорошо организованным, и
тогда человек вырастет хорошим;
плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой.
Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – это беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.
Слайд 30Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое –
трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед
нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Слайд 31А если он «трудный»?
Трудный ребёнок – это тот, кому трудно.
Именно так надо понимать, что с ним происходит.
Трудный он
не только для взрослых, но в первую очередь для себя.
Трудно самому
ребёнку!
Слайд 325 СОВЕТОВ
Не унижайте и не оскорбляйте ребенка!
Избегайте постоянных одергиваний
и неоправданных запретов
Отделяйте поступок ребенка от его личности
Объясните,
как можно сгладить последствия плохого поступка
Отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка
Слайд 33Тренинг “Бабочки”.
Инструкция:
участники разбиваются на пары, первый из пары становится
взрослым, второй- ребенком.
Дети выходят, рисуют бабочку. Дети
должны подбежать к своему взрослому и показать нарисованную бабочку: “Мама, папа, смотри, какую я бабочку нарисовал!”.
Слайд 35ВЫВОД
Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со
взрослыми и обратить на себя внимание.
Таким образом, ребенок пытается
нам сказать, что он нуждается в любви и поддержке.
Слайд 36
Заключение
Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и
безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к
своему ребенку.
"Осторожно - дети!
Не наделать бы бед…
Осторожно - дети!
Ничего на свете
Их дороже нет!"
Александр Левиков